«Бессонная ночь» в Запорожье с киноактером Юрием Соломиным

«Бессонная ночь» в Запорожье с киноактером Юрием Соломиным

Теперь уже мало кто из запорожцев помнит, но факт, как говорят бюрократы, имел место быть: ровно 60 лет назад, в 1959 году, то есть, в Запорожье снимался полнометражный художественный фильм «Бессонная ночь». В нем свою дебютную роль исполнил молодой  [тогда]  актер театра Юрий Соломин. В будущем, напомню, он сыграет яркую роль «адъютанта его превосходительства», в которого будет влюблена, пожалуй, половина женщин Советского Союза [а его младшего брата Виталия, к слову, зрители запомнят по роли доктора Ватсона в телесериале о Шерлоке Холмсе].

Действие фильма происходит в далеком городке Сибирске, имеющем большой речной порт – как Запорожье. Главный герой картины, которого как раз и сыграл Юрий Соломин, к порту имеет прямое отношение – он специалист по портовым кранам. Поэтому носит форму речника. Ладно сидящую на нем, кстати. Однако сама картина получилась… откровенно не интересной, хотя в ней были задействованы достаточно известные – в те времена, естественно, актеры, включая Алексея Грибова, Василия Меркурьева и Нину Сазонову. Не спасает ее и любовная линия, развивающаяся параллельно с главной, производственной.

Ну, вот не получился фильм! Тем не менее, посмотреть его я бы советовал хотя бы однажды. Картина ведь целиком снималась в Запорожье.

И Запорожье в картине получилось! И главный проспект можно увидеть в ней – во всей красоте своей оригинальной архитектуры [в частности, район площади Маяковского], и красавец мост Преображенского, узнаваемый сразу же – по мемориальной доске, укрепленной на въезде на него со стороны Хортицы.

В возможности совершить путешествие во времени безо всякой машины времени и заключается прелесть старых фильмов, снятых в местах до боли знакомых. В полной мере это относится и к «Бессонной ночи» с Юрием Соломиным в заглавной роли. А, чтобы сравнить тогдашнее Запорожье и сегодняшнее, мы с моим коллегой и другом Сергеем Томко однажды…. повторили несколько кадров из фильма.

Съемку проводили как раз там, где я уже  сказал:

в районе площади Маяковского, где [на фоне легко узнаваемых домов №№188 и 190 по проспекту Соборному] браво шествует главный герой картины в своем морском, ладно сидящем на нем, мундире, и на мосту Преображенского, куда главный герой приходит после аварии с портовым краном и где его берется успокаивать старший коллега, которого играл Алексей Грибов. Кстати, для съемок на мосту Сергею Томко  пришлось на несколько мгновений задержать движение транспорта. Иначе пустого пространства, как в фильме, не получалось. Водители, поняв, что на мосту ведется какая-то важная съемка,  притормозили, сделав разрыв в потоке машин.

*

Важное уточнение:

оказывается, в картине должен был сниматься – вместо Алексея Грибова, сам Николай Крючков. Но… Вот, что об этом рассказывал потом – в 1994 году, Юрий Соломин:

«1959 год. Моя самая первая работа в кино – фильм «Бессонная ночь». Я утвержден на главную роль, и по сценарию мой партнер сам Крючков! Тот самый, легендарный, из фильмов моего детства, живой, настоящий Николай Крючков. Можете себе представить, как я ждал встречи с ним, как мучился всевозможными страхами и опасениями показаться ему слишком неопытным или вообще, не дай бог, не понравиться ему…

Я приехал в Запорожье, где должны были быть натурные съемки, и узнал, что Николай Афанасьевич болен. К несчастью, сниматься он так и не смог и весь съемочный период провел в постели, в гостиничном номере, так как болезнь не позволяла перевезти его в Москву. Мне не удалось встретиться с ним на съемочной площадке, а какой артист не мечтал об этом. Увы! Но все-таки я был щедро вознагражден, ибо с чем можно сравнить восхитительные вечера, которые мы с участниками съемочной группы проводили в номере Николая Афанасьевича. Сколько рассказов, сколько разговоров, сколько прелюбопытнейших историй слышали мы от него, блестящего рассказчика и радушнейшего хозяина!»

Очень жаль, классный кадр не состоялся: Николай Крючков в Запорожье на мосту Преображенского)

*

Уточняющее послесловие:

конечно, я не могу не рассказать о главной, финальной, скажем, роли в жизни, а не только в творчестве Юрия Соломина, которую он тоже, как и дебютную роль в кино, провалил. Причем с позором.

Я имею в виду письмо деятелей культуры России в поддержку оккупации Украины режимом Путина-Путлера.

Обнародовано оно, напомню, было 11 марта 2014 года. Вот, о чем в нем шла речь:

«В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем. Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму».

При этом, как видно из текста, не указывается, какая именно позиция поддерживается. Любая! Война,  оккупация, кровь, слезы – все, весь набор злодеяний, присущий так называемому «русскому миру». За все преступления рашистов расписались «деятели культуры России», уровнявшие таким образом себя с преступниками.

Юрий Соломин тоже подписал это письмо-заявление.

А  ему, между прочим, на тот момент было… почти 79 лет – без трех месяцев.

Возраст мудреца.

Но мудреца не получилось. Получился мерзавец.

Лично я так считаю. И никакие прошлые роли актера не реабилитируют его в моих глазах.

Владимир ШАК

(Visited 2 650 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *