Каждая из них побывала в ипостаси хранителя фондов: и ведущий сотрудник Запорожского художественного Людмила Травень, и нынешний главный хранитель музея Алевтина Медведева. Хранитель –должность особая, тем более что наши героини причастны и к собиранию музейных фондов, и к их сбереганию, и пониманию.
Они почти ровесницы. “Их декабрьские дни рождения всегда были поводом для самых задушевных, объединяющих нас праздников”, – говорит директор музея Инга Янкович.
Кстати, искусствоведческое образование – для обеих второе, и для обеих это мечта юности. Перед тем как попасть в музей, Людмила Ивановна успела окончить техникум и поработать на заводе «Мотор», похожий путь к искусству прошла и Алевтина Федоровна. В разное время обе отправились покорять Ленинградский институт живописи, скульптуры та архитектуры – нынешнюю академию художеств имени Ильи Репина. …И откуда у военного поколения такая страсть к искусству? На этот вопрос я искала ответ, записывая биографии запорожских художников, участников войны… И не находила объяснения иного, кроме желания приобщиться к красоте. Так и Люда в школьные годы на вопрос: на что будем оформлять подписку, на журнал «Огонек» или на Теодора Драйзера? – сказала, на журнал, там прекрасные репродукции картин.
Алевтина Медведева пришла в музей с первых дней его появления в Запорожье. “Она водила экскурсантов по выставке из собрания Третьяковки”, – говорит о подруге Людмила Травень. Удивительным образом, благодаря настойчивости директора Григория Соколенко, эта выставка, прежде чем вернуться из Японии в Москву, осенью 1971 года оказалась в Запорожье. “Выставка была ретроспективная: начиная от икон и искусства XVII века, заканчивая близкими к сегодняшним дням направлениями… И пользовалась грандиозным успехом”, – вспоминает Людмила Ивановна.
Если быть точным, сотрудников вначале было трое: Алевтина Медведева, Светлана Солдатова и Владимир Таран. Четвертой была принята Людмила Травень, пятой – Алла Параконьева, за ней пришла Ирина Ласка… Пятеро имели дипломы питерской академии, следом пришли выпускники Киевского института…
Как-то в разговоре вспомнились те времена, и Людмила Ивановна сказала: “Мы были такие хорошие, дружные…”
Надо признать, первая выставка и определила высокую планку формирования коллекции нашего музея. И первый коллектив научных сотрудников начал собирать, описывать ее, готовить экспозиции, налаживать контакты с художниками, с известными музеями.
Отправлялись к соученикам и учителям, искали знакомства с корифеями, коллекционерами – и привозили из Одессы, Киева, Москвы замечательные работы, которые потом долгое время были представлены в постоянной экспозиции нашего музея – в хорошие времена, еще до затянувшегося ремонта.
Алевтина Медведева вместе со Светланой Солдатовой получили от Григория Соколенко задание привлекать к музейной жизни местных художников, знакомиться, и они ходили по запорожским мастерским, знакомились, общались… И со временем ставшие нашими классиками, художники щедро делились своими произведениями.
Проводили выставки, собирали биографии, писали аннотации и научные статьи… Работа тех лет стала фундаментом, чтобы даже в нынешний измученный карантинами год музей представил экспозицию «Корифеи запорожского искусства» – и хотя нынешних юбиляров Александра Кошеля, Бориса Егорова, Анатолия Фомина, Петра Вольского, Юрия Смирнова, Владимира Луценко давно нет в живых, жива память о них, собраны биографические справки, и на открытии лично знавшая многих Алевтина Федоровна рассказывала об обстоятельствах появления той или иной картины… О том, где на картине искать “восторги перед Архиповым”, где “восторги перед Веласкесом”… Она об этом слышала, она этой работе свидетель. И этим же летом был впервые полно представлен великолепный Юрий Душин, прекрасную экспозицию своих работ успел увидеть Георгий Карадуманов… Среди многих и многих выставок Людмилы Ивановны особенно отмечена любовью последняя – вернее, две в одной, посвященные творчеству Тамары Дружины и Галины Сапегиной. Кураторские экскурсии собирали максимально возможные в карантин аншлаги, зрители выходили из музея потрясенными – как, это чудо существует рядом с нами… Ведь искусство это то, что надо видеть своими глазами. Очень надеемся вскоре увидеться в музее на задуманной Людмила Травень выставке натюрморта.
“И Людмила Ивановна, и Алевтина Федоровна – искусствоведы с молодой и подвижной душой, несмотря на энциклопедичность знаний, на структурированное мышление, и даже благодаря этому, – говорит Инга Янкович. – Это четкий профессионализм. И это само по себе искусство”.
Искусство увидеть и показать прекрасное.
Инесса АТАМАНЧУК, фото Сергея ТОМКО из архива “МИГа”