Владимир Ивасюк (1949-1979) был одним из основоположников украинской эстрадной музыки. Автор 107 песен, 53 инструментальных произведений, музыки к нескольким спектаклям.
Владимира Ивасюка помнят те, кто любит украинскую песню, а его «Червона рута» и «Водограй» стали музыкальными брендами нашей страны, на которых выросло не одно поколение артистов и слушателей. По воспоминаниям современников, Ивасюк был чрезвычайно мягким, ласковым человеком. И добрым.
Эта мягкость и доброта светилась в его глазах. Имел удивительный талант общения, поэтому люди охотно открывались ему навстречу. «Он был романтический, умный. С ним всегда было интересно. Никогда не пил водки – только немного шампанского», – вспоминает одна из приятельниц Ивасюка. Родился Ивасюк в Кицмане, жил в Черновцах, Львове, часто бывал в Киеве.
В столице художник посещал семьи Рыбчинского и Миколайчука. Иван Миколайчук был его земляком, вместе с женой Марией жил на Березняках (это была легендарная квартира, сколько украинских художников в ней перебывало!) Когда собирались вместе – пели буковинские песни. Миколайчук мечтал снять фильм по сказкам Буковины и чтобы музыку написал Ивасюк – но не судьба…
Как вспоминает Юрий Рыбчинский, Владимир Ивасюк после окончания консерватории планировал переселиться в Киев. Признавался, что во Львове ему плохо. В Киеве у него были преданные друзья, но были также и недоброжелатели – особенно агрессивно воспринял молодого художника Союз композиторов: тогдашние «метры» считали свои позиции господствующими и незыблемыми.
А тут появляется какой-то мальчишка с Западной Украины со своими «Червоной рутой» и «Водограем», и через несколько дней его песни поет вся страна. Конечно, «метры» аж волосы на себе рвали от зависти. Но в Киев Ивасюк так и не переехал. Не успел. Через несколько дней после разговора на киевском Крещатике с Рыбчинским его не стало.
Кто-то считал (и считает) его смерть политическим убийством из-за того, что не хотел писать «советских» песен, кто-то – убийством из-за женщины, а кто-то – самоубийством на почве несчастной любви.
Как бы то ни было, эту тайну Ивасюк забрал с собой. Зато нам оставил свои бессмертные легкокрылые песни – в них простор, радость и надежда. То, без чего не проживешь.
Даты дня:
206 лет со дня рождения Михаила Вербицкого (1815-1870), украинского композитора, хорового дирижера, священника, одного из первых украинских профессиональных композиторов в Галиции; одного из авторов песни «Ще не вмерла Україна», которая ныне Государственный Гимн Украины.
Родился Михаил Вербицкий на Львовщине в семье священника. Музыкальное образование получил в певческой школе (1829-1833) в Перемышле, Львовской духовной семинарии (1833-1842).
В 40-х годах работал регентом церковных хоров во Львове и Перемышле. С 1852 года был священником в с. Млыны. Михаил Вербицкий является одним из первых профессиональных композиторов Западной Украины XIX в.
В его творческом наследии 12 «симфоний-увертюр» (1855-1856), в которых использованы народные мелодии (коломыйки), два полонеза, вальс, несколько опер, музыка к пьесам, церковные произведения, хоры и песни.
***
151 год со дня рождения Евгения Оскаровича Патона (1870-1953), украинского ученого, специалиста в области мостостроения и электросварки. Основоположник отечественной школы сварки металлов.
Основатель и первый директор (с 1934 года) Института электросварки АН Украины.
***
117 лет со дня рождения Джорджа Гамова (1904-1968), американского физика-теоретика. Родился в Одессе, с 1934 года – в США.
Разработал теорию альфа-распада, открыл правила отбора в теории бета-распада. Выдвинул гипотезу «большого взрыва», который привел к образованию Вселенной. Сделал первые расчеты генетического кода.
Автор научно-популярных книг «Рождение и смерть Солнца», «Биография Земли», «Рождение Вселенной».
***
96 лет со дня рождения Поля Мориа (1925-2006), французского композитора, дирижера и талантливейшего (можно сказать гениального) аранжировщика, основателя и руководителя популярного эстрадного оркестра (1965).
Музыка в исполнении оркестра Поля Мориа отличалась эмоциональностью, смесью экспрессии и глубокой лиричности. Поль Мориа сотрудничал со многими французскими эстрадными певцами – Шарлем Азнавуром (вместе записали 120 песен), Далидой, Сальвадором Адамо, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Мирей Матье (для певицы Поль Мориа вместе с поэтом Андре Паскалем создал ее главный хит «Мon credo»).
Как композитор написал более 150 инструментальных композиций и песен.
Годовщина смерти:
Сегодня день памяти классика мировой литературы Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) – одного из самых загадочных писателей XIX века.
Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Тараса Бульбы», «Шинели», «Ревизора», «Мертвых душ», «Избранных мест из переписки с друзьями».
Кроме того, в этот день, в 1952 году, погиб Нил Хасевич (1905-1952), украинский художник, график, активный общественный и политический деятель, воин УПА и член ОУН.
Родился в селе Дюксин, сейчас Костопольского района Ровенской области, в семье диакона. У него были еще два брата (оба священники) – впоследствии они погибнут (так же как и отец), правда, одного убьют поляки, а другого – «русские братья» в сталинских концлагерях.
Четырнадцатилетним Нил потерял мать, а сам стал калекой. Во время переезда через железную дорогу они попали под поезд. Мать погибла, а парню отрезало левую ногу. Но он не отчаялся, и самостоятельно изготовил себе деревянный протез. А деньги, полученные в качестве компенсации за увечья от французской компании, владевшей железной дорогой, потратил на обучение в Академии искусств в Варшаве. Нил Хасевич работал преимущественно в области станковой, книжной, документальной графики, создавал гравюры на дереве. Имел поклонников в Польше, был награжден многими международными дипломами и престижными наградами, но путь в большое искусство для украинского художника был закрыт из-за нежелания принимать польское гражданство.
После окончания обучения Хасевич вернулся в родное село. Работал учителем, бухгалтером, пел в церковном хоре, печатался в волынской периодике, активно занимался искусством – в целом с 1931 по 1942 годы работы Хасевича экспонировали на 35 выставках в Варшаве, Праге, Берлине, Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Во время нацистской оккупации односельчане выбрали Хасевича мировым судьей. Впрочем, поняв намерения гитлеровцев, он вступает в ряды УПА.
В течение 1943-1944 гг. Хасевич работал в редакции журнала «К оружию», готовил иллюстрации к сатирическим журналам УПА «Украинский перец» и «Хрен», руководил подпольной типографией, выпускал различные агитационные материалы (брошюры, листовки). Он же разработал эскизы флагов, печатей, бланков, бофонов и отличий подполья (Крест заслуги, Крест боевой заслуги, медаль «За борьбу в особо тяжелых условиях»).
За особый вклад в освободительное движение сам Нил Хасевич был награжден «Серебряным Крестом Заслуги» и медалью «За борьбу в особо тяжелых условиях». Конечно, довольно скоро на него, вернее на его антисоветские листовки, обратили внимание советские спецслужбы. И объявили на художника настоящую охоту. Боевые побратимы берегли и уважали Хасевича, не раз уговаривая перейти его на Запад, но он отказывался.
4 марта 1952 года Нил Хасевич, вместе с двумя военными собратьями погиб в крыивке в селе Суховцы, примерно на полпути между Ровно и Луцком. Живыми они чекистам не сдались – когда те спустились в бункер, то увидели, что трое повстанцев уже мертвы. Но это не остановило энкаведистов: они вытащили покойников, раздели, и несколько дней показывали местному люду – делалось это и в насмешку, и для острастки. Когда же зрелище им надоело, то трупы увезли неизвестно куда… Сейчас произведения Нила Хасевича хранятся во многих частных коллекциях мира.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3201312-4-marta-pamatnye-daty.html