Мне думается, если бы существовала Нобелевская премия в области техники, одним из первых претендентов на ее получение стал бы самый известный в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков конструктор и изобретатель Европы Борис Луцкий, которого называли гением моторостроения и автомобилестроения. И он наверняка получил бы премию. И запорожский край имел бы своего нобелевского лауреата. Ведь лучший европейский конструктор и изобретатель был родом из Приазовья: родился 15 января 1865 года в Бердянске, а детство провел в селе Андреевка, где находилось имение его отца, бердянского купца Григория Львовича Луцкого.
Между прочим, несмотря на то, что сын купца много лет жил в Германии, в Российской империи весьма ценили его: в 1903 году он был награжден орденом Святого Станислава, в 1906-м стал потомственным почетным гражданином империи, а после того, как в 1911 году ему было пожаловано потомственное дворянство и титул, Борис Григорьевич, чуть изменив окончание фамилии, стал представляться как Борис фон Луцкой. Или еще категоричнее: барон Луцкой. Почетный титул за ним Германия сохраняла все годы его жизни. Умер, к слову, барон 24 августа 1943 года и был похоронен на русском православном кладбище Берлин-Тегель. Что еще из любопытного я узнал о нем: согласно недавно обнаруженным документам, именно барон Борис Луцкой первым – в конце 1940 года, сообщил о планируемом нападении Германии на СССР российскому военному атташе генералу Василию Тупикову, о чем сам узнал в министерстве авиации, с которым был связан. Однако доклад генерала в Москве проигнорировали, а в сентябре 1941 года, будучи начальником штаба Юго-Западного фронта, он погиб под Киевом. Вообще, о конструкторе и изобретателе Борисе Луцком написано достаточно много. Но все, что мне попадалось, настолько противоречиво, что составить из прочитанного четкое представлении об этом неординарном человеке невозможно. Лично мне показались наиболее интересными работы историка Александра Фирсова из Черкасского филиала Европейского университета. Кроме множества статей он написал также книгу «Инженер Луцкий (Луцкой) – забытый гений моторостроения», которая в 2015 году была издана в Запорожье. Раздобыл историк и копию приемного формуляра в Высшую техническую школу города Мюнхена на зимний семестр 1882/83 годов, который Борис Луцкий собственноручно заполнил при поступлении. В графе «Вероисповедание», скажем, он пометил: «mosaisch» – иудейское, т.е., в графе «Место рождения» указал город Бердянск, в графе «Родители» записал лаконично: «Купечество». А в графу «Место жительство родителей» еще раз вписал город Бердянск. Почему же, может возникнуть вопрос, коль инженер был иудейского вероисповедания, похоронили его на православном кладбище? А потому, что, будучи страстным поклонником музыки, в 1900 году Борис Луцкий, только-только получивший Большую серебряную медаль на парижской всемирной выставке техники, встретил в Берлине юную пианистку из США Люси Хикенлупер и сделал ей предложение. Та согласилась, но с условием: ее избранник должен обратиться в христианство. И тот принял православное крещение и венчался с Люси в церкви, а в январе 1901 года их брак был официально зарегистрирован в Нью-Йорке, после чего молодая пара вернулась в Берлин. Однако семейная жизнь будущего барона длилась недолго: летом 1904 года его супруга сбежала в Нью-Йорк и развелась с ним. Вообще, барон был скор на поступки. К примеру, когда после начала Первой мировой германские власти заподозрили его в шпионаже в пользу Российской империи и отправили к нему полицию, барон встретил непрошенных гостей… с револьвером в руках. И к обвинению в шпионаже ему добавили еще и вооруженное сопротивление стражам закона. Домой, в Приазовье, в отцовскую Андреевку, Борис Луцкой вернется только весной 1919 года. Отправит оттуда за границу пару десятков заявок на ранние изобретения и осенью 1920 года покинет родные места уже навсегда.
*
Еще во время учебы в мюнхенской Высшей технической школе, в 1885 году, Борис Луцкий, как сообщает его биограф историк Александр Фирсов, первым в мире сконструировал вертикальный двигатель внутреннего сгорания, у которого коленчатый вал располагался не над цилиндром, а под ним. Созданный студентом из Приазовья двигатель стал прототипом всех последующих двигателей внутреннего сгорания. Через год Борису Луцкому был выдан аттестат о получении им высшего образования. После защиты дипломной работы он уехал в Россию отбывать воинскую повинность, а уже в следующем году вернулся в Германию и начал инженерную деятельность. 30 апреля 1897 года основывает в Нюрнберге компанию под названием «Общество по строительству автомобильных экипажей системы Луцкого» и как один из самых авторитетных автомобилестроителей Европы становится соучредителем Европейского автомобильного союза. И получает предложение крупного немецкого капитала в лице Макса Дуттенхофера и Вильгельма Лоренца возглавить берлинский консорциум «Альгемайне Моторваген Гезельшафт» и стать техническим консультантом в компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт». Борис Григорьевич принимает предложение и в 1898 году переезжает в Берлин, где открывает и представительство своей фирмы. В том же году он вместе с Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом создает первый в мире грузовой автомобиль-пятитонник. В июне машина представлена публике на международной автомобильной выставке в Париже. Народ поражен огромными размерами грузовика, при конструировании которого компания «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» использовала так много разработок инженера Бориса Луцкого, что позже, в 1900 году, его было решено назвать именем изобретателя – «Даймлер-Луцкий». В 1899 году на Первой международной автомобильной выставке в Берлине сразу 12 экспонатов, созданных Борисом Луцким, получили золотые медали. В том же году под его руководством консорциум «Моторфарцойг унд Моторенфабрик» создает легковой автомобиль под названием «Феникс» – именно он и стал непосредственным предшественником знаменитой модели «Мерседес» 1901 года, за что инженер Борис Луцкой вполне мог быть удостоен Нобелевской премии, если бы она, конечно, присуждалась за достижения в области техники.
**
В 1901 году Борис Луцкий разработал для первой боевой подводной лодки Российской империи «Дельфин» двигатель мощностью 300 лошадиных сил, а в 1903 году спроектировал для российского эсминца водоизмещением 350 тонн двигатель гигантской мощности – в 6000 лошадиных сил. В 1904 году для испытания двигателей, создаваемых для военно-морского флота Российской империи, Борис Луцкий построил две моторные лодки – «Лукерья» и «Царица». Всемирно известной лодка «Царица» стала в 1907 году после участия в Рейнской регате, где показала абсолютный рекорд скорости – 50,8 км/ч. С 1908 года Борис Луцкий занимается авиацией: немецкая фирма «Аргус» пригласила его на должность технического директора для разработки авиационных двигателей. И инженер из скромного приазовского села Андреевка, что под Бердянском, создал серию моторов, которые с большим успехом использовались многими компаниями Германии и других стран. В том же 1908 году для Уилбура Райта [старшего из братьев Райт, совершивших первый в мире полет на аэроплане с мотором] Борис Луцкий сконструировал двигатель мощностью в 75 лошадиных сил. В 1909 году по заданию российского правительства Борис Григорьевич разработал и построил в мастерских компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» в Штутгарте свой первый самолет. Его называли геликопланом, так как он сочетал свойства самолета и вертолета: в нем был предусмотрен вертикальный взлет и посадка. В первые годы авиации геликоплан Бориса Луцкого был самым большим в мире самолетом и первым двухмоторным самолетом, поднявшимся в воздух. В 1932 году Борис Григорьевич изобрел сферические пустотелые колеса, которые использовал при создании самолета-амфибии и одноколейного двухколесного автомобиля, который в качестве недорогого народного транспортного средства через посредничество немецкого авиатора и промышленника Гельмута Гирта в 1936 году предложил советскому руководству, в частности, маршалу Михаилу Тухачевскому. Ответа, однако, так и не дождался. И последнее: фамилия инженера Бориса Луцкого была нацистами вычеркнута из истории автомобилестроения Германии по простой причине: они мысли не могли допустить, что создателем любимого фюрером автомобиля «Мерседес» был еврей из Приазовья.
А запорожцы-то не только горбатые «запорожцы» создавали.
*
На снимке: Вильгельм Лоренц, Борис Луцкий – руки в брюки, Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер на Всемирной выставке в Париже около грузовика «Даймлер», 1898 [фото из архива Даймлер-Бенц-Музеум]