Как известно из исторических источников, в 1717 году, гетман Иван Скоропадский отдал село Сокиринцы прилуцкому полковнику Игнату Галагану (кстати, он первым предал Мазепу, переметнулся на сторону Петра I, участвовал в разгроме Запорожской Сечи 1709 года) и с тех пор Сокиринцами владел род Галаганов.
Строительство особняка началось в 1825 году, когда этими землями владел Павел Григорьевич Галаган. Спроектировал величественный каменный дворец на 60 комнат в стиле ампир с высоким декоративным куполом архитектор Павел Дубровский. В то же время садовод-австриец Бистерфельд разбил вокруг дворца большой ландшафтный парк с беседками, церковью и часовней, плотиной и двумя мостами.
Во дворце была большая художественная галерея (она стала основой для основания Черниговского художественного музея), уникальная ценная коллекция посуды и оружия. Здесь действовал крепостной театр и хор. Поэтому Сокиринцы когда-то называли «украинским Парнасом».
Советская власть не могла придумать ничего лучшего, чем открыть в барском дворце Сокиринский сельскохозяйственный техникум (такая судьба была у многих барских имений – и это, по крайней мере, хоть как-то уберегло уникальные здания от полного разрушения). Сокиринский парк создавался постепенно, с 1793 по 1835 год, преимущественно местными знатоками паркового строительства.
Его территория – 40 га. Прекрасный старинный дворец и английский ландшафтный парк с озерами, парковыми сооружениями и скульптурами является настоящим памятником садово-паркового искусства прошлого, жемчужиной архитектурно-ландшафтного наследия Украины.
В 1845 году имение Григория Галагана в Сокиринцах посетил Тарас Шевченко. С владельцем имения поэт был знаком по Петербургу, подарил ему с дарственной надписью отдельное издание поэмы «Тризна». Впечатления о пребывании в Сокиринцях отражено в повести «Музыкант». В Сокиринцях сохранился Шевченко ясень, где, по местным преданиям, любил отдыхать поэт. Здесь же долгое время жил и умер один из самых известных украинских кобзарей – Остап Вересай (1803-1890). Там находится и его могила.
События дня:
В последние дни 1616 года вышел «Часослов» – первая печатная книга Киевщины, вышедшая в лаврской типографии. Основателем типографии Киево-Печерской лавры (1615) был Елисей Плетенецкий.
Как известно, начало украинскому книгопечатанию положил в 1574 году первопечатник Иван Федоров.
Первыми центрами книгопечатания в Украине были Острог и Львов (типография львовского братства начала деятельность на основе Федоровской типографии в 1591 году). Главным помощником архимандрита в работе над «Часословом» стал Захария Копыстенский. Именно он написал второе, после Плетенецкого, предисловие к книге. Автором гравюр к «Часослову» стал Памва Беринда.
Особенностью киевского «Часослова» являются помещенные в него песнопения Антонию и Феодосию Печерским, княгине Ольге, князю Владимиру, Борису и Глебу, митрополитам киевским Петру и Алексею.
Печать книги позволяла, во-первых, стандартизировать уровень образования, во-вторых – сделать его более массовым явлением.
100 экземпляров в то время, а именно таким тиражом вышел «Часослов» – это большая цифра, ведь книги были рукописными, и печать «Часослова» стала прорывом в просвещении и культуре.
Он стал главной книгой для священнослужителей того времени. «Часослов» также памятник истории украинского языка, в частности, религиозного стиля. Книга содержит тексты из Библии и Псалтири. Также есть исторические свидетельства, что «Часослов» долгое время выполнял функции учебника.
Экземпляр «Часослова», как и многих других украинских старопечатных и других достопримечательностей, хранится в фондах Российской государственной библиотеки в Москве.
***
90 лет назад (1930) в Праге при Украинском высоком педагогическом институте им. Драгоманова основано Украинское педагогическое общество.
Организатор и председатель Общества – украинский общественный деятель, педагог и библиолог, профессор Степан Сирополко.
Украинское педагогическое общество основательно исследовало теоретические и практические основы педагогики на украинских землях за рубежом, плодотворно сотрудничало с педагогическими и культурно-просветительскими организациями Закарпатья, Галиции, Буковины, Канады, способствовало трудоустройству украинских педагогов из Чехии в закарпатских учебных заведений. Общество начало заниматься тем, чтобы в чешских и словацких школьных учебниках появились сведения об украинской истории, культуре, традициях. Однако, с началом второй мировой войны, в 1939 году, УПТ было ликвидировано.
Даты дня:
155 лет со дня рождения Редьярда Киплинга (1865-1936), английского поэта и прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1907) «за большую фантазию и зрелость идей».
Автор романа «Свет погас», поэтических сборников «Песни казармы», «Семь морей», «Пять наций» и др.
Украинцам более известен как создатель детских сказок о Маугли, любознательньном слоненке, кошке, которая гуляет сама по себе, об отважном мангусте Рикки-Тикки-Тави и многих других.
Аргентинец Хорхе Луис Борхес писал о Киплинге: «Творчество Киплинга – его стихи и проза – гораздо сложнее мысли, которую они отстаивают. Наряду с «Плохим концом», «Садовником» даже лучшие рассказы Мопассана – скажем, «Пышка», или «Мадемуазель Фифи» – кажутся детскими каракулями. Второстепенные обстоятельства – то, что Киплинг написал несколько книг для детей, а в литературе предпочитал недосказанности – заслоняют эту истину… Прежде всего, он был мастером.
Мастером изобретательным, скрытным и недовольным, как Джеймс Джойс или Малларме. Ничего равного страсти к слову в его пестрой жизни не было».
110 лет со дня рождения Пола Боулза (1910-1999), американского писателя-нонконформиста (хотя некоторые критики называют его единственным американским экзистенциалистом), композитора.
Пола Боулза знают, прежде всего, за кинофильмом Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» (1990, один из шедевров итальянского кинорежиссера), снятого по одноименному роману писателя. После выхода на широкий экран фильма, роман стал мировым бестселлером.
Пол Боулз – любимец нью-йоркского художественного истеблишмента, критиков, поэтов-битников и рок-звезд. Принадлежал к легендарному литературному поколению – его современниками и друзьями были Гертруда Стайн, Трумэн Капоте, Теннесси Уильямс, Гор Видал, а затем и писатели-битники – Гинзберг, Берроуз, Керуак (для последних Боулз был как крестный отец). Почти 60 лет Боулз прожил в марокканском Танжере.
Стоит заметить, что в 50-х годах прошлого века Марокко (особенно Танжер) было своеобразным культовым местом для европейской и американской творческой богемы. Можно вспомнить имена Сола Беллоу, Жана Жене, Ив-Сен Лорана, Рудольфа Нуриева, Тимоти Лири. Об этом можно прочитать у того же Берроуза в «Интерзоне», или в «Танжерских дневниках» Джона Хопкинса.
Творческую карьеру Пол Боулз начинал с написания «автоматических стихов», но после того, как Гертруда Стайн их забраковала, перешел исключительно на прозу. Кроме романа «Под покровом небес», признанного экспертами «Тайм» одним из лучших романов ХХ века (среди сотни других), Боулз является автором романов «Вверху над миром», «Дом паука», сборников рассказов, мемуаров.
Кроме родного английского, Боулз прекрасно владел французским и арабским. Он стал первым европейцем, который собрал коллекцию устных рассказов курильщиков гашиша, многовековой марокканской традиции так называемых «историй кайфа». Относительно музыки, то Пол Боулз был учеником композитора Арона Копланда. Он имел прекрасную возможность сделать успешную музыкальную карьеру, но отказался от этого в пользу литературы и аскетического затворничества в Северной Африке.
Пол Боулз ко всему еще и был фотографом – вышло несколько альбомов его марокканских фотографий. Проза Боулза бесстрастная и отстраненная, временами ее называют магической, но имеют в виду совсем противоположное тому, когда говорят о «магическом реализме» Маркеса. Кто не желает читать роман, может посмотреть замечательный фильм Бертолуччи, где главные герои – три человека, и пустыня. И пустыня – главный протагонист, побеждает в этом бескомпромиссном противостоянии. Кстати, в начале и в конце фильма можно увидеть и самого автора – 80-летнего Пола Боулза.
В этот день родилась Патти Смит (1946), легендарная американская поэтесса и певица, которую называют «крестной мамой» панк-рока – именно ее группа в начале 70-х стал предтечей панк-революции, не дав таким образом слушателям утонуть в море (скорее болоте) сладкоголосой попсы.
Кроме нескольких десятков поэтических книг, Патти Смит выдала две книги очень интересной прозы. Первая из них – мемуары «Просто дети», где речь идет о ее отношениях с выдающимся фотографом Робертом Мэпплторпом, давно стала бестселлером. Вторая – «Поезд М» – причудливое сплетение отрывков воспоминаний, былей, сюрреалистических рассказов и фантазий.
Где действительность, а где вымысел – отличить очень сложно, а то и вообще невозможно. Несмотря на почтенный возраст, Патти – поклонница Дикинсона, Бранкузи, Каллас и криминальных сериалов, остается собой – большим ребенком, непосредственным, чистосердечным, готовым удивляться и вдохновляться из чего-либо.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3162861-30-dekabra-pamatnye-daty.html