Вячеслав Редя – представитель украинской культурной среды, главный дирижер академического симфонического оркестра Запорожской областной филармонии, народный артист Украины, Почетный гражданин. Запорожье завтра, 20 октября, отмечает 65-летний юбилей.
Мальчик из Макеевки воспитывался в семье, где не было музыкантов. Отец – вальцовщик, мать – бухгалтер. Но когда Славику исполнилось шесть лет, ему купили баян и отправили учиться в музыкальную школу. Идти приходилось далеко, и папа помогал маленькому мальчику носить тяжелый для него инструмент. Учиться музыке ему так понравилось, что уже через год Слава мог подбирать на слух любую мелодию, а позже, по-детски наивно, предлагал родителям, чтобы учиться только в музыкальной школе, а не в общеобразовательной.
Вячеслав Васильевич и сейчас очень благодарен своей первой учительнице Елене Витко и Анатолию Копейке, преподавателю по классу баяна в музыкальном училище г. Жданов (ныне – Мариуполь), где он продолжил обучение. Действительно, как в любом ремесле, в музыке главное попасть к настоящему Мастеру, специалисту, который сам является прекрасным исполнителем, практиком и искренне делится тайнами таланта, своей собственной школы.
В училище будущий знаменитый дирижер поступил уже осознавая, что его будущая профессия тесно связана с музыкой. Ему так нравилось заниматься, что однажды в шесть утра, когда здание училища еще было закрыто, забрался в класс через окно, чтобы успеть поиграть до начала занятий. Естественно, его поймал сторож, а потом уже была выговор от директора.
Обучение музыканта – это погружение во вселенную ритмов, мелодий, когда человеку подчиняется параллельная реальность звуков, нот и гармоний. В своих воспоминаниях Вячеслав Васильевич отдельно выделяет тот случай, когда произошло чудо, магия – музыка захватила его и уже никогда не отпускала. Однажды в музыкальном магазине он купил пластинку с симфонией № 1 «Зимние грезы» П.И. Чайковского в исполнении оркестра под управлением народного артиста СССР Евгения Светланова, и решил сыграть симфонию на экзамене по дирижированию. Даже не посоветовавшись с преподавателем, купил партитуру, репетировал и … получил «тройку». Но «химия» уже свершилась – так родился гениальный руководитель оркестра.
Учиться пришлось долго, потому что на факультет оперно-симфонического дирижирования можно было вступить, только имея высшее музыкальное образование. Поэтому сначала Вячеслав учился в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского на оркестрово- народном факультете в классе профессора Николая Гозулова, который был учеником известного советского дирижера Натана Рахлина.
Потом – его ждала служба в армии в Крыму и на Прикарпатье, а через полтора года – Дзержинское музучилище, где он преподавал дирижирование. Дорога на работу только в один конец занимала три часа, приходилось выезжать из дома в пять утра, чтобы из Макеевки, где Вячеслав тогда жил, через Ясиноватую и Горловку с двумя пересадками добраться Дзержинска и успеть на занятия к учащимся.
Но желание дирижировать симфоническим оркестром не покидало одаренного юношу.
И вот в 1982 году Редя вступил на желанный факультет Киевской консерватории в класс к профессору Вадиму Гнедашу, народному артисту УССР, который в то время возглавлял оркестр Украинского радио и телевидения. Это было профессиональное обучение: на оперно-симфонический принимали только двух студентов на курс. Учились игре на фортепиано, чтению партитур и специальности – дирижированию. Преподаватель учил, что будущий дирижер должен все время быть в оркестре, стать с ним одним целым. Практика была невероятная.
Выпускные экзамены всегда проходили на Спивочем поле. Вячеславу, как лучшему студенту, выпала большая честь – выступить с Государственным Национальным оркестром Украины.
– Иозеф Гайдн «Симфония № 104 с волынкой» и Вольфганг Амадей Моцарт «Концертная симфония для скрипки и альта», – вспоминает Маэстро. Вячеслав Васильевич помнит не только произведения, но те эмоции, волнения тех лет – настоящего артиста они сопровождают всю жизнь. Но весной 1986-го случился Чернобыль, и концерт мог не состояться, но, проявив решительность и настойчивость, Редя смог перенести его в зал Киевской Национальной филармонии.
По распределению Вячеслав Васильевич попал на Запорожье, где уже через полгода был назначен главным дирижером областной филармонии.
– Я старался, я землю рыл, потому что имел желание усовершенствовать оркестр по всем направлениям. И руководство пошло на встречу. Был объявленном Всесоюзный конкурс на первые голоса в оркестре. Внимание, с предоставлением квартиры! На конкурс приехало много талантливой молодежи со всего Союза – по 6-8 человек на место. Лучшие вошли в состав нашего коллектива. Было выделено 200 кв. м жилья. Обновили музыкальные инструменты, – рассказывает Вячеслав Редя.
С этого времени прошло тридцать три года, как возраст Христа, выдающееся время, когда, можно сказать, наступила золотая середина творческого пути уникального талантливого дирижера и прекрасного академического симфонического оркестра под его управлением.
Добрый, но требовательный, говорят о нем коллеги. Сдержанная манера дирижирования обусловлена желанием сконцентрировать внимание зрителей на прослушивании музыки, и не отвлекаться, следя за фигурой дирижера и работой рук.
– Не надо лишних движений, эпатаж – от недостатка техники. Эталоном сдержанности дирижирования считается Евгений Мравинский, – рассказывает Маэстро.
Вячеслав Редя по-настоящему народный любимец запорожцев, который своей харизмой сумел влюбить в музыку и оркестр весь город и сделал так, что вместо пустого зала – здесь всегда полный аншлаг.
В коллективе царит строгая творческая дисциплина: за полчаса до концерта гобой дает «ля» для настройки, и начинается работа. В коллективе отличная атмосфера доброжелательности, всегда отмечают гастролеры, и остаются друзьями коллектива навсегда.
В свободное время, «когда Музы молчат», Вячеслав Васильевич предпочитает спорт, занимается плаванием и настольным теннисом еще с детства, увлекается рыбалкой. Даже похвастался фото с огромным толстолобиком, которого поймал недавно собственноручно.
Но отдых – это еще и время для размышлений, прослушивания большого количества разнообразной музыки для создания новых программ. Их множество, их невозможно сосчитать, потому что оркестр отрабатывает по восемь концертов в месяц.
О друзьях и коллегах – отдельный разговор, это известные личности: Михаил Петухов, Андрей Илькив, Богдана Пивненко, Олег Полянский, Анна Хазова, Дмитрий Савенко, Наталья Боева, Владимир Зубицкий, Юрий Шевченко. С каждым из них у Маэстро не только прочные творческие, но и дружеские отношения.
С уважением говорит Маэстро и обо всех руководителях Запорожской областной филармонии, особенно – об Ирине Конаревой, заслуженном деятеле искусств Украины, потому что благодаря ее неисчерпаемой энергии за шесть последних лет концертный зал имени Глинки превратился в настоящий Храм Музыки.
… У Вячеслава Реди в руках волшебная дирижерская палочка, с помощью которой он делает чудо, когда восемьдесят музыкантов моментально превращаются в единый организм, и звучит музыка, которая волнует, вдохновляет и дарит радость жизни.
С Днем рождения, Маэстро! Долгие лета!
Елена МОРОЗОВА