С 2 по 17 октября 1990 года, в Киеве, на Майдане Незалежности (тогда – площадь Октябрьской революции) проходила политическая голодовка студентов, которую впоследствии назвали Революцией на граните.
Это был первый успешный ненасильственный политический протест против коммунистической власти в Украинской ССР.
На то время в Москве полным ходом шла подготовка Союзного договора, а в Украине старая номенклатура продолжала удерживать все управляемые позиции и не шла ни какие реальные реформы. Именно поэтому, связанные с оппозиционными группами, лидеры студенчества организовали палаточный городок на центральной площади Киева.
Голодовка студентов происходила в обычных туристических палатках. Большинство составляли студенты из Киева, Львова и Днепропетровска. На их поддержку начали бастовать и студенты всех высших учебных заведений Киева (а также студенты техникумов, ПТУ и ученики старших классов школ).
Студенческие акции протеста прошли также и в областных центрах, в частности, Луганске и Львове, но не так массово.
Начав голодовку, студенты выдвинули политические требования. Среди них – отставка Председателя Совета Министров УССР Виталия Масола, отказ республиканского руководства от подписания нового Союзного договора, передача местным органам власти имущества КПСС и ВЛКСМ на территории Украины, отбывание юношами Украины воинской службы за пределами республики только на добровольных началах, перевыборы Верховной Рады УССР и т.д.
В те дни в высших эшелонах власти обсуждалась возможность применения силы против голодающих. На прямые репрессии, учитывая настроения киевлян, которые всячески поддерживали голодающих, местные чиновники не решились. Но для многих членов КПСС эти дни стали своего рода толчком для выхода из рядов партии.
Украинское руководство во главе с Леодидом Кравчуком решило пойти на уступки и удовлетворить определенные требования голодающих. 23 октября Верховная Рада УССР приняла решение об отмене 6-й статьи Конституции о руководящей роли партии, а также приняла отставку Виталия Масола.
Сегодня же мировое сообщество отмечает Международный день ненасилия.
Этот День был провозглашен на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно в день рождения Махатмы Ганди (1869-1948), одного из руководителей движения за независимость Индии, основоположника философии и стратегии ненасилия.
«Когда я впадаю в отчаяние, то вспоминаю, что на протяжении всей истории человечества путь истины и любви всегда побеждал. Так, были тираны и убийцы, и в течение какого-то времени они казались непобедимыми, но, в конце концов, они всегда погибали – задумайтесь, всегда. Не все ли равно мертвому, сироте или бездомному, проводятся сумасшедшие разрушения от имени тоталитаризма или от священного имени свободы и демократии? «Око за око» – и весь мир может ослепнуть… Существует много такого, за что я готов умереть, но нет ничего такого, за что я был бы готов убить» (Махатма Ганди, «История моих экспериментов с истиной», 1927).
В течение жизни Ганди оставался верным своим убеждениям относительно ненасилия, даже в условиях жестоких притеснений и перед лицом тяжелых испытаний. Он был убежден в том, что «справедливые средства ведут к справедливым целям», то есть нельзя построить миролюбивое и полноценное общество с помощью насилия. Если в его фундаменте лежат не свобода и мир, а что-то другое, то ничего хорошего из этого не выйдет и никакие лозунги и обоснование здесь не помогут. Насилие порождает насилие, обман – очередное заблуждение, ненависть – обратную ненависть.
Ганди был убежден в том, что индийцам ни в коем случае не следует применять насилие или пользоваться ненавистью в борьбе за свободу и независимость страны против английского колониального ига. Время показало, что Махатма Ганди был прав, что он не был оторванным от действительности фантазером; правильность его идей подтверждается и сейчас, но не всем они нравятся – путь ненасилия долгий и утомительный, к тому же крайне трудно не поддаться соблазну взять в руки оружие в милитаризованного мире.
Как отмечается в резолюции ООН, этот Международный день служит еще одним поводом для того, чтобы как можно шире «пропагандировать лозунг ненасилия, в том числе путем просветительской и общественно-разъяснительной работы». В то же время подтверждается «универсальность принципа ненасилия», а также стремление «утвердить культуру мира, терпимости, понимания и ненасилия».
Даты дня:
129 лет со дня рождения Иосифа Бокшая (1891-1975), украинского живописца, общественного активиста, педагога, автора более тысячи живописных полотен.
Его картины находятся в частных художественных коллекциях по всему миру и стоят немалых денег. А еще художник сделал очень большой вклад в развитие культурного пространства Закарпатского края.
Иосиф Бокшай родился в селе Дертяньлигет Марамороского округа Австро-Венгерской империи (ныне с. Ясная Поляна Раховского района Закарпатской области). Происходил из семьи греко-католического священника. Несколько поколений рода Бокшаев служили на духовной ниве, были священниками.
Начальное образование Иосиф получил в сельской школе, а затем в Мукачевской венгерской королевской гимназии, которая в начале ХХ века считалась одним из лучших учебных заведений региона.
В биографии художника существует очень много пробелов, поэтому неизвестно, когда у него возникла идея стать художником. Также неизвестным является то, когда и при каких обстоятельствах познакомился он с художником Игнацем Рошковичем. Но именно Рошкович, известный тогда на всю Австро-Венгрию художник, дал Бокшаю прекрасные рекомендации для вступления в Будапештский королевский художественный институт.
В вузе Иосиф Бокшай учился четыре года (1910-1914), своей профессией выбрал педагогику, испытывая к ней талант. С первых дней Первой мировой войны юношу мобилизовали рядовым в ряды австро-венгерской армии. Для верующего Иосифа это было большим испытанием. Но совсем скоро он попал в плен к русским.
Побывал в Туркестане, Казахстане, Узбекистане. Его освободили только в 1918 году. По возвращении на родину, 28-летний Иосиф Бокшай устроился учителем в Ужгородскую реальную гимназию. Работа с детьми ему очень нравилась, поэтому он решил создать собственную художественную школу для одаренной молодежи. Эту мечту он воплотил в жизнь в 1927 году, когда вместе с другим известным украинским художником Адальбертом Эрдели основал в Ужгороде первую в Закарпатье частную художественную школу.
Очень тяжелым был для Иосифа Бокшая послевоенный период и установление в крае советской власти. Но деваться было некуда, и он принял новые правила игры. Ему запретили создавать произведения на сакральную тематику, поэтому он сконцентрировался исключительно на пейзажах.
Преподавал в Ужгородском художественном училище и Львовском институте декоративно-прикладного искусства. Музой художника была его жена Маргарита, а трое детей – величайшим счастьем. Он старался держаться как можно дальше от политики, хотя и активно занимался общественной деятельностью. К концу жизни был глубоко верующим человеком. Обожал осень.
В этот день родился Иван Багряный (псевдоним Ивана Павловича Лозовьягина; 1906-1963), украинский поэт, прозаик, публицист и политический деятель, который принадлежал к поколению уничтоженного (загубленного) украинского Возрождения, большая часть из которого была расстреляна, а часть стала изгнанниками. К последним принадлежал и Иван Багряный.
Ему удалось избежать насильственной смерти от рук чекистов в какой-либо из тюрем ГПУ или в сандармохском урочище, как случилось это со многими из его соратников, но он прошел все круги ада, которые были уготованы Москвой украинской интеллигенции для ее полного уничтожения. В конце концов, он оказался в изгнании, так же, как и Василий Барка, Олекса Стефанович, Юрий Лавриненко, Григорий Костюк, Петр Яцык, Анатолий Лысый, Марьян Коць и многие другие.
В изгнании, в Германии, Багряный написал и свой знаменитый роман «Сад Гефсиманский» – одно из первых в мировой литературе произведений о сталинском терроре и проблеме бытия человека при тоталитаризме, яркий образец реалистической, публицистической, документальной, и вместе с тем мистической прозы. Юрий Шерех назвал этот роман «настоящей энциклопедией советской политической тюрьмы».
А еще обратил внимание на то, что «Сад Гефсиманский» появился задолго до «Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицына и оба произведения являются поразительно подобными. Первые стихи Ивана Багряного появились в 1925 году, в Каменец-Подольской газете «Красная граница». В том же году были изданы и первые рассказы. В 1926 году молодой поэт вошел в киевское литературное объединение МАРС («Мастерская революционного слова»), участниками которого была тогдашняя литературная элита – Валериан Пидмогильный, Евгений Плужник, Борис Антоненко-Давидович, Григорий Косынка, Феодосий Осьмачка, которых позже подвергнут уничтожающей критике и почти всех расстреляют.
В апреле 1932 года Багряного впервые арестовывают, обвиняя «в проведении контрреволюционной агитации». 11 месяцев писатель провел в камере одиночного заключения, затем его отправили на спецпоселение на Дальний Восток. Оттуда он бежал, его ловили, возвращали обратно. После возвращения из ссылки Багряного снова арестовали. Опять была Харьковская тюрьма УГБ НКВД на Холодной горе, многочасовые допросы, пытки. На этот раз его обвинили в участии в националистической контрреволюционной организации.
Впрочем, своей вины писатель не признал, поэтому его вынуждены были отпустить. Во время советско-немецкой войны Багряный сразу идет в украинское национальное подполье. Работал в референтуре пропаганды, писал песни на патриотические темы, статьи. Одновременно участвовал в создании Украинского Главного Освободительного Совета (УГОС), в разработке ее программных документов. Впрочем, не оставлял и литературного труда.
В 1944 году, за очень короткий промежуток времени написал приключенческий роман «Звероловы» (впоследствии известный как «Тигроловы», написнный в Моршине где скрывался от немцев). В 1945 писатель эмигрировал в Германию. Через год было опубликовано его известное письмо-памфлет «Почему я не хочу возвращаться к СССР?» На чужбине активно занимался политической деятельностью.
Организовал Украинскую революционно-демократическую партию (УРДП), в которой объединил преданных украинскому делу земляков. В период 1952-1963 гг. был председателем Украинского Национального Совета и вице-президентом УНР в изгнании.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3109893-2-oktabra-pamatnye-daty.html