Известный запорожский скульптор, один из самых востребованных мастеров по увековечиванию памяти исторических и культурных деятелей, создатель тонких и одухотворенных абстрактных творческих работ, Борис Чак 26 июля отмечает полувековой юбилей. Его путь в искусстве не был простым, хотя обстоятельства, казалось, складывались весьма благоприятным образом.
С карандашом в руке с четырехлетнего возраста
Борис – потомственный художник. Его отец, Ефим Чак, окончил Биробиджанское художественное училище и Хабаровский художественный институт. В 1966 году семья переехала в Запорожье. В нашем художественном комбинате свободным было только место мастера скульптурного цеха. За три года работы в нём Ефим Чак подружился со многими запорожскими скульпторами. Позже, работая художником-оформителем на разных предприятиях и в учреждениях, не порывал с ними связей.
Судьба родившегося в 1970 году Бориса была предопределена и чисто домашним окружением – кроме отца, хорошо рисовали мама и старшая сестра. Еще в детском саду Боря выиграл конкурс детского рисунка, а в семилетнем возрасте попал в мастерскую известного скульптора, друга отца, Фёдора Зайцева. Под впечатлением от увиденного, Боря вылепил из попавшейся под руки глины птичку, а дома заявил папе, что хочет быть «как дядь Федя»… «Ну, что ж, сынок, твоё детство закончилось…», – ответил отец.
В 11 лет Борис поступил в Запорожскую художественную школу и начал усердную подготовку к поступлению на скульптурное отделение Харьковского художественного училища. Рисунок, композиция, живопись, скульптура, дополнительные занятия со своим кумиром Федором Зайцевым… Вступительные экзамены и – провал.
“Мы с Федором Григорьевичем, как говорится, побежали впереди паровоза, – с улыбкой вспоминает Борис. – Я мог слепить выразительную голову, а на экзамене выяснилось, что нужно сделать розетку [мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев – ред.]”.
За следующий год Борис вылепил столько розеток, что ими можно было бы украсить небольшой дворец. И углублял навыки в рисунке и композиции. В результате все специальные предметы он сдал на отлично, набрав 24 балла из 25 возможных.
За что дважды в год Бориса выгоняли из училища
“И началась бурная молодость… Не подумайте дурного. Никаких наркотиков или оргий. Но что значит для 16-летнего мальчишки вдруг зажить самостоятельно? Потрясающее
общение с интереснейшими людьми – музыкантами, литераторами, театралами. Каждый день приносил что-то новое. Но главным была учеба. В самом начале которой мне сбили мозги…”
И вновь не подумайте дурного. Воспитанный на образцах искусства в традициях соцреализма, Борис Чак с восторгом обнаружил, что можно ваять не только доярок у коровы или героев труда у станка. Его однокурсница Виктория Догадина, поделившись своими знаниями и книгами, открыла молодому скульптору глаза на то, что есть совершенно другие способы воплощения художественных образов. В итоге Бориса каждый год дважды [после зимней и летней сессий] изгоняли из училища за антисоветчину. А как еще можно было заидеологизированным мэтрам реагировать на, к примеру, банальный геометрический фриз, выполненный в ритмах абстракциониста Василия Кандинского?! Но всякий раз другие педагоги, видя талант Бориса Чака, не позволяли выбросить его за порог с «волчьим билетом».
Сегодня Борис искренне благодарен своим учителям: “Если откровенно, то я до сих просто совершенствую то, о чем узнал в училище”. Хотя здесь он явно скромничает…
В 90-е могли есть крапиву и ловить бычков на ужин. Но…
Борис завершил образование в 1990 году. Становление мастера пришлось на времена, когда людям было не до искусства. Из-за безработицы и общей мало духовной атмосферы многие талантливые художники, уже добившиеся степеней известных, остались не у дел, а некоторые и вовсе потеряли себя.
А что было делать молодому скульптору, которому только предстояло творить и создавать себе имя?
Очень эмоциональный, Борис всегда верил в лучшее. Его не интересовал быт. Были годы, когда они с женой ходили на Хортицу, ловили бычков, собирали лебеду и крапиву, чтобы просто не остаться голодными. Но творческая энергия била в Борисе ключом и требовала выхода. Случалось, он вскакивал по ночам, чтобы зарисовать пришедшие во сне «почеркушки», которые в жизни воплощались в удивительные скульптуры, так называемую «отсебятину».
Тогда Борис пришел к выводу, что работы – живые существа. Задача же художника – не выдумывать, а «вытаскивать» их из собственного мира, переосмысливая во время «делания» выражаемое чувство и… чуть отстраняясь. Чтобы посмотреть на работу чужими глазами, сохранив при этом свои личные ощущения.
Невыразимая легкость металла
Борису Чаку подвластны гранит, мрамор, известняк, бетон, гипс, дерево. Но более всего мастеру по душе работа с металлами и полиэфирной смолой.
По ощущениям скульптора, камень более «спокоен», несколько «зажимает» в своих «объятиях» полет фантазии, не выдерживая тонкостей. Для Бориса же очень важна гармония внешнего и внутреннего пространства, о которой в скульптуре почему-то редко говорят. Она создается перетеканием и взаимопроникновением объема, плотности и воздуха, которые подчеркивают друг друга. Для творения этой подвижности лучше подходят «гибкие» алюминий, бронза, медь и пластик.
С конца 90-х Борис Чак становится все более востребованным скульптором. Мемориалы различных форматов, украсившие улицы, вузы и другие учреждения города, сегодня приближаются к двум десяткам.
Долгое время Борис работал в паре со своим учителем, Фёдором Зайцевым. В их совместных работах классика мэтра стала базисом, на котором новаторские решения Бориса Чака заиграли особенно ярко. Но главное, молодой скульптор никогда не делал «халтуры».
Князь Голицын – Хозяин и Человек
Вскоре его имя зазвучало совершенно самостоятельно за переделами Запорожья и области. Подтверждением тому – заказ на памятник князю Льву Голицыну, полученный от «Завода шампанских вин» в Новом Свете в 2008 году.
Бориса через Интернет пригласили менеджеры, несколько разочарованные эскизами местных художников. Скульптор выехал на место, где предполагалось установить мемориал, пообщался с крымскими татарами, сохранившими память о предках, работавших у знаменитого винодела, и сделал всего два эскиза. Один из них сразу же был утвержден руководством завода.
…Сидящий в кресле в расслабленной позе князь опирается на трость. Основатель, хозяин, но в первую очередь – человек. Свободный и удовлетворенный делом своих рук. Этот памятник вот уже 12 лет украшает скверик у “Завода шампанских вин».
Владимир Сосюра по «мотивам» Анны Ахматовой
А в 2012 году Борис Чак выиграл всеукраинский конкурс на создание мемориала знаменитому украинскому поэту с драматической судьбой Владимиру Сосюре на его родине в Дебальцево. Принять в нем участие Бориса попросили руководители местного музея.
В творческом состязании с киевлянами, луганчанами и дончанами победил запорожец, предложивший оригинальную концепцию пятиметровой скульптуры: Поэт опирается рукой на стул, где только что написал «Любіть Україну», и вслух читает новорожденное произведение….
Идею скульптору «навеяла» великая Анна Андреевна – в юности Борис слышал записи «Свои стихи читает Анна Ахматова» и очень ясно представлял себе, как это происходит.
К сожалению, создание памятника за госсчет – дело длительное. А в 2014 Донбасс запылал…
Но, к счастью, живо и «здорово» другое произведение Бориса Чака, расположенное в оккупированном Донецке – мемориальная доска известному советскому поэту и переводчику Юрию Левитанскому [на его стихи многие барды писали песни], который провел детские и юношеские годы в угольной столице. Доска была создана и установлена как раз накануне Революции Достоинства.
Скульптура и авторская песня – какая связь?
С авторской песней скульптор Борис Чак творчески дружит уже 15 лет.
Кроме создания мемориальных досок Виктору Берковскому [Запорожье, 2008], Юрию Левитанскому [Донецк, 2013], Александру Галичу [Днепр, 2016], он помогал в оформлении сценического пространства проекта «Владимир Высоцкий» и сотрудничал с Театром поэтической песни под руководством Елены Алексеевой в проведении X и XI Всеукраинских открытых детско-юношеских фестивалей-мастерских «Солнечный зайчик».
“Неравнодушие и широта творческих взглядов, изысканность мировосприятия и внутренний артистизм этого, без преувеличения, выдающегося художника вывели молодежную составляющую фестиваля на новый уровень.
Борис всегда демонстрирует креативные решения при поддержке, казалось бы, совсем далеких от скульптуры идей”, – так отзывается о совместной работе Елена Алексеева.
Остается пожелать Борису Ефимовичу крепкого здоровья и вдохновения, терпения и сил, чтобы в освобожденном Дебальцево вознесся когда-нибудь памятник Владимиру Сосюре, а в Запорожье и других городах, музеях, галереях и частных коллекциях Украины и зарубежья заблистали новые замечательные произведения мастера Чака.
Анна Чуприна, фото Бориса Дворного, из архива Елены Алексеевой и с сайта Бориса Чака