День отмечается, начиная с 1993 года, по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН. Именно 3 мая 1991 года в столице Намибии была подписана «Виндхукская декларация», в которой содержался призыв к правительствам государств всего мира обеспечить свободу прессы и ее демократический характер.
В этом году ЮНЕСКО дает старт глобальной кампании в СМИ и социальных сетях под девизом «Журналистика без страха и предвзятости».
Кроме того, каждый год под эгидой ЮНЕСКО проходит международная конференция, посвященная Всемирному дню свободы прессы. Но в связи с пандемией COVID-19 было принято решение отложить этот форум. Сначала он должен был проходить с 22 по 24 апреля в рамках Всемирного форума в Гааге, Нидерланды.
Новые сроки Конференции – 18-20 октября. Предполагается, что состоятся совместные мероприятия по случаю Всемирного дня свободы прессы (3 мая) и Международного дня борьбы с безнаказанностью за преступления против журналистов (2 ноября).
Ко Всемирному дню свободы прессы международная организация «Репортеры без границ» публикует ежегодный доклад – Индекс свободы прессы. Этот доклад анализирует состояние свободы прессы и Интернета в 180 странах мира. Методология составления индекса базируется на объективных цифрах – количество нападений, арестов, случаев цензуры, количество других преступлений, и на оценках международных и местных экспертов.
Нынешний отчет называется «Введение в решающее десятилетие для журналистики, отягощенное коронавирусом». И в нем исследователи приняли во внимание последние события, когда пандемия коронавирусного заболевания COVID-19 подчеркнула и усилила ряд уже имеющихся кризисов, угрожающих праву на получение информации.
Сейчас, согласно этому отчету, Украина занимает 96 место и это сразу на шесть мест лучше, чем в 2019-м, когда Украина была 102-й.
Даты дня:
123 года со дня рождения Януария Бортника (1897-1938), украинского режиссера и актера, основателя первого в Украине профессионального театра малых форм «Веселый Пролетарий».
(Вікіпедія)
Муж актрисы Анны Бабиивны. Родился на Тернопольщине. Учился в украинской гимназии. Увлекался музыкой и не пропускал ни одного спектакля бродячего Львовского театра общества «Русская беседа».
Когда молодой Лесь Курбас с разрешения военных властей организовал «Тернопольские театральные вечера» – туда сразу же поступил и Бортник. Пел в хоре, участвовал в массовых сценах и балете.
В 1918-1920 годах играл в театрах Тернополя, Винницы. Осенью 1921 года, когда Лесь Курбас пошел режиссером в Киевский театр им. Т.Г.Шевченко, Бортник становится режиссером Белоцерковской драматической студии, которая 27 января 1923 года была реорганизована в III-ю мастерскую театра «Березиль». Среди режиссерских постановок Бортника 1924 выделялись «Гайдамаки» по Тарасу Шевченко, «Джимми Хиггинс» Синклера, «О чем опилка шелестела…» Спиридона Черкасенко.
В марте 1923 года в Киеве при Художественном объединении «Березиль» основана первая в Украине школа режиссеров, три курса которой Бортник закончил без отрыва от театра. В 1925 году пришла творческая зрелость к Бортника-режиссера. В мае 1927 года театр «Березиль» переехал в Харьков. На Харьковской сцене Бортник поставил «Яблоневый плен» Ивана Днепровского, «Заговор Фиеско в Генуе» Фридриха Шиллера.
В 1927 году под эгидой «Березоля» в Харькове был создан театр малых форм «Веселый Пролетарий», который Януарий Бортник возглавлял до 1930 года. С 1931 года по 1933 год на сцене Харьковской первой государственной музыкальной комедии поставил «Самозваного принца», «Шоколадного вояку, или Человека и оружие» (переделал либретто), «Наталку-Полтавку», «Сухой закон», «Фиалки Монмартра». Он много работал над собой, вел практические лекции для студийцев и сформировался как опытный режиссер. Когда же возник вопрос об открытии украинского театра музыкальной комедии, то остановились только на кандидатуре Бортника как главного режиссера, и он успешно справился с этой задачей.
В 1934-1936 гг. Бортник – режиссер Днепропетровского театра им. Т. Шевченко, а завершил свою работу в Харьковском театре революции. В 1938 году режиссер арестовали, а вскоре и расстреляли.
Советские идеологи хотели, чтобы от курбасовского театра и следа, и знака не осталось. Конечно, масштаб таланта Бортника был несколько иным, чем у Курбаса, но то, что это был весьма оригинальный украинский режиссер – факт.
122 год со дня рождения Голды Меир (1898-1978), израильского политического и государственного деятеля.
Премьер-министр Израиля (1969-1974). Именно Голду Меир, а не Маргарет Тэтчер впервые назвали «железной леди» – это уже потом «кличка-титул» прочно прилипла к британскому премьеру.
Родилась Голда в Киеве в семье плотника. Дед Голды Меир был николаевским солдатом, 25 лет прослужил в царском войске.
Первые 8 лет она прожила в Киеве. «Я помню бедность, холод, голод и страх, никогда ничего не было вволю – ни еды, ни теплой одежды, ни дров, а каша была для нас настоящей роскошью…» – вспоминала Голда Меир.
В 1906 году, спасаясь от еврейских погромов, семья эмигрировала в США, в 1912 – в Палестину.
Всю свою жизнь Голда Меир посвятила борьбе за права евреев. Она была очень мудрым и дальновидным политиком. Если бы это было не так, то в мире не было бы и государства Израиль. Или, если отбросить категоричность – был бы совсем другой Израиль.
Голду Меир можно довольно долго цитировать – ее интервью и речи пересыпаны как жемчугом точными и острыми фразами. Никаких «красивостей» там нет, зато есть жесткая констатация факта, или выводы, сделанные на основе собственного богатейшего опыта: «Нет никакой разницы между убийством человека и принятием решения, в результате которого этого человека убьют другие. Это точно то же самое, если не хуже… Политический лидер, который, не колеблясь, бросает свой народ в войну, не имеет права быть лидером». О еврейском пессимизме: «Пессимизм – это роскошь, которую евреи не могут себе позволить…»
Наконец – о перспективах завершения войны на Ближнем Востоке: «Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей больше, чем они ненавидят евреев».
120 лет со дня рождения Николая Яковченко (1900-1974), украинского актера.
Работал в театрах Симферополя, Черкасс, Чернигова, Днепра, Харькова, с 1927 года (с перерывами) – в Киевском украинском драматическом театре им. Ивана Франко.
Снимался в фильмах: «В степях Украины», «Ночь перед Рождеством», «Мартин Боруля», «Шельменко-денщик», «Фараоны», «За двумя зайцами».
27 мая 2000 года в сквере рядом с театром Ивана Франко актеру был установлен памятник (скульптор Владимир Чепелик, арх. Владимир Скульский).
Годовщина смерти:
96 лет со дня смерти Николая Ивановича Михновского (1873-1924), украинского общественного и политического деятеля, юриста, публициста. Идеолог государственной независимости Украины, основатель и первый идеолог украинского национализма.
(Вікіпедія)
Михновский первым в Приднепровье поднял вопрос о политической независимости Украины. Все его творчество было направлено на пробуждение национального сознания украинцев. Программами Михновского 1900-1906 гг. предусматривалось создание самостоятельного Украинского государства («одной, единой, неделимой, самостоятельной, свободной, демократической Украины – «работных людей»- от гор Карпатских до Кавказских»). Речь шла о становлении президентской республики, предоставлении социальных гарантий для широких слоев населения, передаче земли в собственность крестьян и др.
В период Центральной Рады и Директории УНР был решительно настроен на радикальные меры по созданию самостоятельного государства с опорой на военную силу, чтобы прекратить нарастание анархии, стабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране, что не было воспринято руководством УНР. В последние годы своей жизни Николай Михновский тяжело болел, жил сначала на Полтавщине, впоследствии отправился в Новороссийск; попытался вместе с деникинскими войсками эвакуироваться морем, но ему отказали, мотивируя тем, что он – «известный непримиримый враг России». (Белые от красных о своем отношении к украинцам не отличались: и для тех, и для других существовали только «малороссы», которые о собственном государстве, конечно, и мечтать не смели, зато должны были во всем повиноваться «старшему» брату.)
После того Михновский два года жил в станице Полтавской на Кубани. В 1924 году вернулся в Киев, где был арестован ГПУ, допрошен, но вскоре выпущен на свободу. К тому времени в Украине уже два года распоряжалась новая – советская – власть. Михновскому, отдавшему более 30 лет борьбе за независимость Украины, было больно наблюдать за тем, что происходит вокруг.
Новая действительность производила на него удручающее впечатление. 3 мая 1924 года его нашли повешенным в саду. Многие думали, что это дело рук ГПУ, но сын Владимира Шемета (известный общественный деятель, именно в его саду произошла трагедия) вспоминал, что отец в кармане покойного нашел записку следующего содержания: «Предпочитаю умереть собственной смертью! И сюда круть, и туда верть, все равно в черепке смерть, как говорит поговорка. Скажите мое приветствие тем, кто меня помнит. Ваш Николай».
Сергей Шемет (брат Владимира Шемета) о Михновском сказал следующее: «Это было большое сердце. В нем пылал такой огонь любви к Украине, в другой стране он зажег бы миллионы сердец желанием патриотического подвига, а среди нашей интеллигенции зажглись этим огнем лишь единицы.
Наибольшей его заслугой было предоставление большого творческого размаха украинским национальным чувствам. Маленькую любовь к песням и вышиванкам он разжег в пламя большой любви к Украине».
www.ukrinform.ru/rubric-society/3016411-3-maa-pamatnye-daty.html