Вроде бы ничто не предвещало в тот майский день трагедии. На то время Крым был уже под российской оккупацией, на востоке страны уже шли боевые действия, но страна жила мирной, хотя и несколько напряженной жизнью. Одесса не была исключением – на вечер был запланирован футбольный матч, одесситы занимались своими делами.
Кроме того, Одесса имела устойчивое реноме города толерантного, а также несколько индифферентного к политике. Казалось, что где-где, а здесь ничего страшного случиться не может. Несмотря на попытки Кремля продвинуть «Русскую весну» и провозгласить «Одесскую народную республику», все оказалось тщетным, а ситуация в городе по оценкам той же ОБСЕ была довольно спокойной.
Но трагические события развивались очень стремительно, и их результатом стала гибель почти полсотни людей, шокировало не только украинцев, но и весь мир. Накануне футбольного матча между одесским «Черноморцем» и харьковским «Металлистом» было запланировано совместное шествие болельщиков обеих команд и проукраински настроенных одесситов по центральным улицам города.
Между тем, участники одесского Антимайдана, палаточный городок которых располагалось на Куликовом поле (недалеко от местного железнодорожного вокзала), увидели в этом угрозу собственной безопасности и решили собраться на Александровском проспекте возле пересечения с улицей Жуковского.
В пятнадцатом часу дня колонна футбольных фанатов, активистов местной «Самообороны» и Евромайдан, собралась на Соборной площади и двинулась по направлению к Парку культуры и отдыха имени Тараса Шевченко, на центральный стадион «Черноморец». Когда они пришли к Александровскому проспекту, то подверглись нападению антимайдановцев. Довольно быстро массовые беспорядки, в которых участвовали несколько тысяч человек перешли на все центральные улицы Одессы – Греческую, Дерибасовскую, Греческую площадь. Вскоре было слышно и первые выстрелы. Ситуация вышла из-под контроля.
Около 18 часов проукраинские силы начали теснить антимайдановцев к месту их дислокации – Куликова поля. Лагерь сепаратистов был сожжен, а сами антимайдановцы забаррикадировались в Доме профсоюзов Одесской области. Стороны конфликта забрасывали друг друга бутылками с зажигательной смесью, стреляли. Вскоре в здании возник пожар, в результате которого погибли люди.
Всего в ходе беспорядков в Одессе погибли 48 человек. Более 200 человек обратились за медицинской помощью. Большинство жертв трагедии погибли в Доме профсоюзов. Впоследствии следствие установило, что массовые беспорядки в Одессе были организованы и умышленно спланированы. Решением Одесского горсовета в этот день чтят память погибших.
Даты дня:
160 лет со дня рождения Теодора Герцля (1860-1904), австрийского адвоката, журналиста, основателя политического сионизма и основателя Всемирного сионистского конгресса (1897).
(Вікіпедія)
Автор книги «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Книга вышла в феврале 1896 года в Вене. Основная мысль книги состоит в том, что еврейский вопрос нужно решать не эмиграцией из одной страны в другую, или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по мнению Герцля, должно быть согласовано с крупными мировыми державами.
Мечты Герцля о государстве Израиль оправдались через 43 года после его смерти. Похоронили Теодора Герцля сначала на городском кладбище Вены рядом с могилой отца, а 14 августа 1949 года его прах (согласно завещанию) был перезахоронен на горе Герцля в Иерусалиме. Неподалеку от его могилы открыт музей Герцля; его именем назван израильский курортный город Герцлия.
***
108 лет со дня рождения Акселя Шпрингера (1912-1985), немецкого издателя, основателя одного из крупнейших в Европе издательских концернов «Axel Springer», выпускающий более 150 наименований газет и журналов в более 32 странах мира, а также ежедневных газет Die Welt и Bild – газеты-таблоида, успешного медиапродукта Германии.
(www.willy-brandt-biography.com)
Путь Акселя Шпрингера к вершинам медиа-Олимпа был предсказуемым и не слишком тяжелым. Родился он в богатой семье гамбургского издателя, был любимчиком матери, мечтал стать артистом оперетты. Достаточно долго юноша ни о чем серьезном не думал – вечеринки, развлечения, красивые девушки, модный гардероб, путешествия в Берлин и на остров Зюльт в Северном море – обычная светская жизнь гамбургского денди. Впрочем, выполняя родительскую волю, все же стал журналистом. Нацистов не поддерживал, поэтому довольно легко получил лицензию на выпуск печатной продукции от британской оккупационной власти в 1946 году. История почти анекдотическая. Британский офицер, утомленный долгими разговорами с бесконечными фиктивными борцами с национал-социалистами, спросил: «А кто преследовал вас, господин Шпрингер?» тот ответил: «Только женщины», – и получил лицензию на издание своей первой газеты. Аксель Шпрингер сразу же почувствовал желание переживших войну читателей к «легким, душевным» историям, развлечениям и начал выпускать популярную газету, в которой «ежедневный прогноз погоды был гораздо важнее любых политических событий». Образцом для издателя служила бульварная пресса Великобритании. Большие фото, большие выразительные заголовки, материалы, имевшие целью не информировать, а вызывать эмоции – такой была газета Акселя Шпрингера. Интересно, что Шпрингер изначально не поддерживал прозападную ориентацию Конрада Аденауэра, но после посещения в 1958 году Москвы и встречи с Никитой Хрущевым (советский лидер общался с издателем как с обычным журналистом, даже несколько свысока, на что тот очень обиделся), резко изменил свои взгляды. Отныне он начал настоящую борьбу с коммунистическим режимом ГДР. Штаб-квартира концерна была перенесена из Гамбурга в Берлин (поближе к Стене), а все, что Шпрингер считал политически важным, появлялось на первой полосе газеты Bild. В конце 60-х, начале 70-х годов Аксель Шпрингер был одним из самых ненавистных людей для немецких левых. На штаб-квартиру концерна и на редакции его изданий было совершено ряд нападений, во время которых были даже жертвы. Так, в 1972 году в Гамбурге при взрыве двух бомб были ранены 17 сотрудников. Сейчас контрольный пакет акций медиа-холдинга «Axel Springer» принадлежит пятой жене издателя – Фриде Шпрингер.
48 лет со дня рождения Дуэйна Джонсона (1972), американского рестлера и киноактера, известного также под псевдонимом Скала.
С 1996 года по 2004 год выступал в World Wrestling Federation/Entertainment (WWF/E).
С 2011 года вновь работает в WWE, нерегулярно выступая в основном на бренде Raw. Восьмикратный чемпион WWF/E, двукратный чемпион WCW, двукратный интерконтинентальный чемпион WWF и пятикратный командный чемпион WWF. Также является шестым чемпионом Тройной короны и победителем Королевской битвы 2000 года. В 2000 году Джонсон написал автобиографическую книгу «The Rock Says», которая была одним из бестселлеров New York Times.
С 2001 года он начал сниматься в кино, а в 2002 году исполнил главную роль в фильме «Царь скорпионов». Его гонорар в 5,5 миллиона долларов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокий гонорар за первую главную роль.
Кроме того, Джонсон снялся в таких фильмах, как «Мумия возвращается», «Широко шагая», «Сокровище Амазонки», «Doom», «Зубная фея», «Копы в глубоком запасе», «G.I. Joe: Бросок кобры 2»,«Геракл», а также в киносерии «Форсаж». Является одним из лучших друзей экс-губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.
Годовщина смерти:
115 лет со дня смерти Ивана Айвазовского (1817-1900), выдающегося живописца-мариниста.
Иван Айвазовский вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер классического пейзажа. За свою жизнь художник создал более 6 тыс. полотен. Сам Иван Айвазовский считал себя армянином и никогда не скрывал своей национальности. Об этом факте свидетельствуют запись, сделанная в метрике феодосийской армянской церкви.
Портрет написаний Олексієм Тирановим |
Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. С 1833 года он учится в Академии художеств в Петербурге. Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу, однако сначала художника отправили в Крым (1838-1840) писать виды приморских городов. В 1840 году художник уехал в Италию, где за несколько лет создал около 50 картин. Большой успех ожидал Ивана Константиновича в Париже, Лондоне, Амстердаме. В 1844 году, после четырех лет пребывания за границей, Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий искусств. Здесь он получил звание академика Петербургской Академии художеств и был зачислен царским указом в Главный морской штаб со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.
Живя постоянно в Феодосии, живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, постоянно открывает выставки своих работ, как на родине, так и за рубежом. Впоследствии он становится академиком еще двух европейских академий искусств – Штутгартской и Флорентийской. При содействии Айвазовского в Феодосии появились водопровод, музей древностей и живописи, учебные заведения, был реконструирован морской порт и построена железная дорога.
В 1880 году, в собственном доме, художник открыл зал для демонстрации феодосийцам своих картин. После смерти Айвазовского, по его завещанию, дом «со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящихся в этой галерее» перешел в собственность города.
Сейчас это Феодосийская картинная галерея имени Ивана Айвазовского, которая является одним из древнейших художественных музеев Украины.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3016394-2-maa-pamatnye-daty.html