День был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году.
В этот день Ассамблея призвала государства-члены ООН проводить мероприятия, направленные на дальнейшую интеграцию людей с особыми потребностями в жизнь общества.
…За время своего существования ООН стремилась к улучшению положения инвалидов и условий их жизни. В 1971 году ГА ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц и в 1975 году – Декларацию о правах инвалидов, в которых были установлены нормы обеспечения одинаковых условий и равного доступа к обслуживанию. В результате проведения Международного года инвалидов (1981) была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов.
Главным итогом Десятилетия инвалидов, проведенного ООН в 1983-1992 годах, стало принятие Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов. 13 декабря 2006 года ГА ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, которая является правозащитным документом с четкой ориентацией на социальное развитие – это одновременно договор по правам человека и инструмент развития.
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. Принципами конвенции являются: уважение к присущему каждому человеку достоинству и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение в общество; уважение особенностей инвалидов; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение способностей детей-инвалидов и тому подобное.
Украина ратифицировала Международную конвенцию ООН о правах инвалидом 16 декабря 2009 года. Тема 2019 года: «Обеспечение активного участия инвалидов в жизни общества — реализация Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Даты дня:
Сегодня день рождения Григория Сковороды (1722-1794), выдающегося украинского просветителя-гуманиста, философа, поэта, истинного христианина и просто весьма оригинального человека.
(kotljarevka.blogspot.com)
Григорий Саввич Сковорода родился в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине, в семье малоземельного казака.
В 1734-1753 гг. с перерывом учился в Киево-Могилянской академии. В течение нескольких лет (1741-1744) одаренный юноша был певцом придворной капеллы в Петербурге. Затем снова учился в Академии, а в 1745 выехал в Венгрию (1745-1750).
В начале 1751 года преподавал поэтику в Переяславской семинарии, где разработал курс лекций, впоследствии запрещенный местным епископом. После увольнения из семинарии Сковорода снова учился, а затем был домашним учителем. С 1759 года он работал в должности преподавателя в Харьковском коллегиуме, но из-за свободомыслия и столкновения с наставниками коллегиума снова был вынужден оставить любимую педагогическую работу.
(pensioneriya.blogspot.com)
В 1768 году Сковороду раз пригласили преподавать в дополнительных классах при Харьковском коллегиуме, где он прочитал свой курс лекций по этике. Но поскольку просветительская концепция морали у Сковороды расходилась с официально-церковной, его освободили от должности, лишив возможности педагогической работы, к которой у него были и умение, и соответствующие знания. Последние 25 лет своей жизни Сковорода провел в странствиях по Украине, распространяя свое философское учение среди народа – монах без рясы, путешественник, отшельник.
По способу мышления – философ, богослов, мистик. По способу действия – учитель, писатель, проповедник, «странствующий университет». Жил по садам, монастырям, пасекам, где мог действительно почувствовать, как тихо уходит время, где имел возможность устроить свою жизнь за советами здравого смысла, согласно с заповедями Иисуса Христа.
Именно в этот период и создал он основные философские произведения. Умер Сковорода 9 ноября 1794 года в с. Ивановке на Харьковщине (ныне с. Сковородиновка, Золочевского района). Умирая, странствующий философ попросил написать на его могиле такие слова: «Мир ловил меня и не поймал». Это была квинтэссенция целой его жизни.
108 лет со дня рождения Нино Рота (1911-1979), итальянского композитора, автора музыки к фильмам Федерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы.
Почти все культовые фильмы 60-70-х годов – «Ночи Кабирии», «Белый шейх», «Восемь с половиной», «Леопард», «Рокко и его братья», «Рим», «Сатирикон», «Крестный отец» – сопровождались музыкой Рота. Музыкой волнующей, полной лирической красоты, драматизма; музыкой, которая вышла за рамки киноэкранов и облетела весь мир.
Киномузыка принесла Нино Рота огромную популярность и доходы. Но, как это ни парадоксально, работа в кино мешала его призванию, а также мешала любителям музыки в полном объеме оценить талант и значение художника, отодвигая на второй план его творчество в других, менее распространенных жанрах.
И хотя в Италии с успехом шли его оперы ( «Прекрасный визит», «Ариодант», «Двое стеснительных», «Неаполь – город миллионеров»), выполнялись его оркестровые и камерные произведения, инструментальные концерты, в Ла Скала был поставлен балет «Дорога», навеянное одноименным фильмом, а Морис Бежар поставил на музыку Нино Рото балет «Мольер», серьезные музыкальные критики довольно прохладно относились к его творчеству в этой области. Хотя в кино, собственно говоря, Нино Рота пришел как автор многих оркестровых и камерных партитур, музыки к спектаклям. «Я начал писать музыку 8-летним парнем и одна из моих ораторий исполнялась в Милане и Лилле, когда мне едва стукнуло двенадцать», – не без гордости вспоминал маэстро.
Сегодня празднует свой день рождения Оззи Осборн (1948), британский рок-музыкант, вокалист, один из основоположников и участников «золотого состава» группы Black Sabbat. Композитор, один из создателей стиля хэви-метал. Двукратный лауреат премии Grammy.
На сегодня в мире продано более 100 млн его пластинок. Артист издал автобиографическую книгу «Я – Оззи», где с жуткими подробностями, но в то же время с юмором рассказывает о своей жизни, в том числе и о том, как он много лет вел борьбу с алкоголизмом. Пить начал лет с восемнадцати, а уже в сорок был настоящим алкоголиком, выпивая ежедневно 3-4 бутылки крепких напитков (водка, коньяк, виски). К алкоголю добавились еще и наркотики.
Не раз певец, отец пятерых детей, был на грани между жизнью и смертью, но жизнь удивительным образом непременно побеждала. Осборн всячески пытался бороться с пагубной привычкой: он входил в общество Анонимных алкоголиков, кодировался, был клиентом частных клиник, платя немалые деньги за лечение, ездил к знахаркам, но все напрасно: после нескольких трезвых дней, он снова оказывался в объятиях зеленого змия.
Лишь в начале 2000-х годов он медленно начал избавляться зависимости. После смерти свое тело Оззи Осборн завещал Лондонскому музею естественных наук. Мол, пусть ученые исследуют его сверхчеловеческую, удивительную выносливость и устойчивость к спирту и другой химии.
Годовщина смерти:
День памяти Ивана Петровича Кавалеридзе (1887-1978), украинского скульптора, кинорежиссера, драматурга.
Был режиссером Одесской, Киевской киностудий художественных фильмов, где поставил преимущественно по собственным сценариям кинокартины: «Ливень», «Перекоп», «Колиивщина», «Прометей», «Наталка Полтавка» (первый украинский звуковой фильм), «Запорожец за Дунаем», «Гулящая» (с Людмилой Гурченко в главной роли, это была ее вторая большая роль после «Карнавальной ночи»), «Стожары». Автор пьес, которые шли в театрах страны; памятников княгине Ольге в Киеве, Героям Революции в Ромнах, Т. Шевченко в Полтаве, Сумах (не сохранился) и Ромнах, Артему в городах Артемовске (разрушен во время Второй мировой войны) и Славяногорске, Григорию Сковороде в Лохвице и Киеве.
По его проекту в 1992 году сооружен памятник Григорию Сковороде в Харькове, в 1996 – памятник Ярославу Мудрому в Киеве. Кавалеридзе был художником впечатляющего диапазона. Мог с гениальностью воплотить в жизнь замысел – и в кино, и в слове, и в скульптуре. Взять хотя бы, например, последнюю: кто из украинских художников способен был так изобразить товарища Артема – человека, который, по его же собственному признанию, «чувствовал себя в Европе с ее культурой чужаком, зато в полуварварской России – своим»; и так – Григория Саввича Сковороду – босоногого путешествующего философа, носителя именно европейской культуры и традиции? Из тех, кто остался после грандиозных сталинских чисток – никто. Кавалеридзе было под силу все: от мощного «фортиссимо», к самому нежному «пианиссимо».
Его искусство лишено пошлости, фальши, оно не банальное по одной простой причине: кроме своего бесспорного таланта, данного ему Богом и родителями, Кавалеридзе всегда был настоящим, оставался самим собой при любых обстоятельствах. Его формула была предельно ясна: в искусстве половина успеха зависит от того, насколько ты человек.
Судьба у Кавалеридзе была чрезвычайно интересной, но и тяжелой одновременно. Он пережил столько, что хватило бы не на один роман и не на один сериал. Видел царя Николая Второго (впервые в Киевской опере во время убийства Столыпина, второй раз – в 1917 году, когда командовал запасным батальоном стрелкового полка и отвечал за охрану арестованного царя и его семьи), Владимира Ульянова-Ленина, лепил Шаляпина, дружил (во время учебы в Париже) с семьей Ильи Мечникова (жена биолога – Ольга была бывшая киевлянка, сестра известного киевского врача Белокопытного).
Его могли расстрелять гитлеровцы, или большевики – так же, как они расстреляли в 1938 его тестя, писателя Филиппа Капельгородского, о чем семья узнала только в конце 1950-х годов… Он испытывал давление со стороны официальных властей, которые не понимали его искусства и панически боялись, «как бы чего не вышло». Гостями его двухкомнатной киевской квартиры на третьем этаже на Красноармейской, 12 бывали много художников – режиссеры Сергей Параджанов и Леонид Осыка, художница Татьяна Яблонская и многие другие.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2829031-3-dekabra-pamatnye-daty.html