Известный дизайнер Адриан Бортотто работает в сфере дизайна более 10 лет в разных модных домах. Например, Lacostе. Сегодня он продолжает свою карьеру в Dior. На днях Адриан приехал в Украину, чтобы поделиться опытом работы с топовыми домами моды, а также дал практические советы украинским коллегам.
– Какое у вас впечатление от украинской моды?
– Я посетил исторические места в столице Украины, увидел, как отдыхают у вас люди и в какой одежде ходят. Могу сказать, что у украинцев хороший вкус. Однако ваша fashion индустрия меня не впечатлила. Здесь не хватает творческого подхода. Поэтому я приехал по приглашению New Fashion Zone Education помочь украинским коллегам стать более успешными и известными. Ведь у них есть огромный творческий потенциал. Кроме того, мне всегда интересно посмотреть на моду в разных странах и вдохновиться новыми идеями.
-Поделитесь своим опытом: как построить успешный бренд?
– Начните с построения стратегии. Вы должны знать своего клиента, идентифицировать его. Предложите конкурентоспособную цену, поймите, каковы ваши рынки сбыта. Будьте гибкими, трансформируйтесь. Например, сегодня любой дизайнер может использовать социальные сети и продавать свою продукцию по всему миру. Кстати, у нас 60% покупателей в возрасте 15-35 лет используют интернет-каналы для покупок.
Не забывайте о видео-маркетинге: яркие вирусные видеоролики могут принести славу даже самой маленькому бренду. И в Украине уже есть удачные примеры.
Также важно использовать правильные личности для продвижения вашего бренда. Так делают известные бренды, и это работает хорошо.
Другой пример: на прошлой Олимпиаде французские спортсмены выступали в униформе от Lacoste. Это был очень хороший пример концепции ambambasador, успешно используемой компанией.
– Кого вы бы назвали амбассадорами женской моды?
– Это Милла Йовович, Шарлиз Терон, Моника Белуччи, Шерон Стоун, Ева Грин, Дженнифер Лоуренс и другие. Вы спросите, что общего между ними? Это не мои девушки (смеется – от авт.). Все эти гламурные актрисы снимались в разных фильмах. Они олицетворяют стиль и люкс. Кроме того, богаты, успешны и многие люди хотят быть похожими на них.
-Как построить коммуникационный дизайнер в отделе продаж? Первые хотят сделать это ярко, а вторые получают хорошие продажи.
– Если между дизайнером и продажником есть дискуссия – это хорошо. Значит, в компании развиты разные компетенции. Нужно находить психологический подход, тактичные правильные слова для дизайнера, если он совершил ошибку. Построение баланса в команде занимает 50% времени хорошего руководителя. Например, когда я работал над спортивной коллекцией, стилист предложил мужскую куртку с хрупкими деталями. В процессе носки или занятий спортом, они бы сломались. Я похвалил куртку, но предложил заменить неудачные моменты.
– Могут ли украинские дизайнеры успешно экспортировать свои коллекции за границу?
– Во Франции 80% моды идет на экспорт. В результате в 2018 году наш товарооборот по фешену составил 154 миллиарда евро, было создано 600 тысяч новых рабочих мест. Более того, с 2017 по 2018 год товарооборот вырос на 3 миллиарда евро и 34000 новых рабочих мест. Как видно из цифр, мода – серьезная индустрия. И я считаю, что у Украины большой потенциал. Вы должны экспортировать.
Кстати, во Франции и Западной Европе многие хотят стать дизайнером. Это работа мечты. Однако это не так просто. Главное помнить, где бы вы ни были важно насколько вы терпеливы и мотивированны. Успех с экономической точки зрения будет вашим награждением. Это может произойти и через 2 года, и через 6 лет.
Я знаю хороших дизайнеров украинского происхождения, например Литковскую и Бевзу. Они показывают молодым дизайнерам, как делать успешные бренды.
– И сколько же получают известные дизайнеры?
– Я думаю, что их зарплаты очень разные. Младший дизайнер французского модного бизнеса может начинать с 1500 евро в месяц и расти дальше. Зарплата обычно не публичный разговор во Франции. С другой стороны, нет никаких ограничений на заработную плату для известного дизайнера или арт – директора бренда.
– Иногда при слове «Украина» европейские модные бренды отказываются работать с нашими украинскими дизайнерами, несмотря на то, что их работа на высоком уровне. Почему?
– На мой взгляд, скорее всего, здесь имеет значение политическая и экономическая ситуация в вашей стране. Речь идет о макроэкономической ситуации. Компании боятся не получать поставки вовремя, они могут потерять деньги, инвестируя в вас и т. д.
– Предположим, украинский дизайнер хочет предложить свою коллекцию иностранному бренду. Как это сделать правильно?
– Прежде всего, он должен понять ДНК компании, ее философию и то, кто ее клиент. Вы должны помнить, что вы даете больше, чем одежду. Это дизайн, модные тенденции, эмоции. Когда вы хорошо понимаете своего будущего партнера, вы найдете способ построить прочное партнерство.
– Как продаются люксовые бренды?
– После Второй мировой войны для покупателей функционировали закрытые магазины, в которых использовались дорогие ткани и индивидуальный пошив. Сегодня из частного салона мы перешли в фирменные магазины класса люкс. Здесь все важно: освещение, музыка, даже выбор стульев играет особую роль и будет связан с историей дома. Теперь клиенты выходят в интернет из такого магазина. Так выглядит эволюция моды. И теперь некоторые люди говорят, что сегодня концепция индустриальной роскоши убила оригинальную традицию роскоши в Европе.
В целом, на рынке дорогих брендов старшее поколение ценит безупречное качество пошива, а новые молодые клиенты больше внимания уделяют известным послам моды, имиджу и узнаваемости бренда.
– Правда ли, что элитные дома больше зарабатывают на аксессуарах?
– Раньше так и было. Бренды зарабатывали на очках и сумках больше, чем на коллекциях. Для некоторых брендов показ мод и коллекции являются маркетинговыми инвестициями для продажи огромного ассортимента аксессуаров.
– Многие говорят, что качество люкса значительно ухудшилось. Это так?
– Я как-то шутил с коллегой: может, мы сделаем зеленую коллекцию, и она после стирки растворится в воде? А если серьезно, то сегодня уровень одежды диктует запланированное устаревание. Экономическая система строится на покупке, поэтому не выгодно делать вечные вещи. В 2000 годах мы начали замечать ухудшения качества производимых вещей. В тоже время существует и другая концепция бизнеса – некоторые производители дают пожизненную гарантию на свои ботинки. Считаю, что потребляя меньше, мы сохраняем природу. Ведь фешн – одна из самых загрязняющих окружающую среду индустрий.
– Вы не думали об открытии собственного бренда?
– Это довольно сложно. У нас дорогое производство, высокие налоги и т. д. Кроме того, во Франции из-за присутствия крупных брендов новичкам очень сложно выходить на рынок. Поэтому я предпочитаю работать в ведущих компаниях, а не конкурировать с ними.
Досье Адриана Бортотто
https://www.linkedin.com/in/adrien-bortotto-8a88382a
Наталья Толуб