Ежедневно в Днепр 8 областей и десятки городов сбрасывают тысячи тонн стоков – часто не очищенных. Какие последствия такого обращения с главным источником питьевой воды в Украине? И что можно сделать для решения проблем Днепра?
Днепр – важнейшая водная артерия Украины, без преувеличения, река жизни. По данным Государственного агентства водных ресурсов Украины, воду Днепра на хозяйственно-питьевые нужды используют такие крупные города, как Киев – 211 млн. куб. м в год, Днепр – 76 млн., Запорожье – 55 млн. куб. м, Николаев – 23 млн. куб. м, Черкассы – 20 млн. куб. м, Херсон – 17 млн. куб м воды в год. Кроме них, воду берут такие промышленные города, как Канев, Кременчуг, Кривой Рог, Верхнеднепровск, Каменское, Новомосковск, Павлоград, Марганец, Никополь, Новая Каховка и другие.
Последствия такого векового потребительского отношения к реке дают себя знать: Днепр погибает.
О том, что происходит с нашей главной рекой, какие экологические, социальные и экономические последствия гибели Днепра, говорили 2 июля в Запорожье, а 8 июля – будут говорить в Днепре.
Днепр – незаменим
Запорожье – единственный город в Украине, не имеющий других источников питьевой воды, кроме Днепра. Около 79% запасов подземных вод по физико-химическим показателям (содержанию железа, марганца, общей минерализации и жесткости) не соответствует требованиям Государственных санитарных норм.
«Высшее руководство государства просто не понимает стратегическое значение реки Днепр для жизни страны Украина», – утверждает ученый, заведующий кафедрой общей и прикладной экологии и зоологии Запорожского национального университета, профессор Александр Рыльский.
Согласно Экологическому паспорту, в 2017 году в Запорожской области насчитывалось 1192 водопользователя, в том числе по отраслям экономики: сельское хозяйство – 607 (51%), жилищно-коммунальное хозяйство – 298 (25%), промышленность – 181 (15%).
ТЭС и АЭС требуют воды
Знали ли вы, что наиболее водоемкой отраслью экономики в Украине является электроэнергетика. Именно теплоэлектростанции и АЭС использовали в 2017 году 75,5% общего объема использованной в области воды: 925 млн. куб. м. Сельское хозяйство потребило 119 млн. м3, соответственно, 9,7%. Металлургия – соответственно 93,10 млн. м3 и 7,6%; жилищно-коммунальный сектор – соответственно 69 млн. м3 и 5,7%.
Причем если население и предприятия с каждым годом сокращают забор и использование воды за счет экономии, изменения производственных условий, сокращения производства, то энергетика и село потребление воды все повышают. Так, ПАО «Запорожсталь» в 2017 году сократило забор и использование воды на 6 млн. куб. м за счет внедрения новых технологий.
А в это время крупнейший в области пользователь водных ресурсов – «Запорожская ТЭС», за год увеличила забор воды на 124,0 млн. куб. м, или на 11,2%.
Из-за изменения климата и засух фермеры постоянно увеличивают забор и использование воды. Так, в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, увеличилось использование воды на нужды орошения на 26 млн. куб. м.
Человек загрязняющий
Объем сброса сточных вод в водные объекты в 2017 году по одной только Запорожской области составил 956 млн. куб. м куб, что на 82 млн. куб. м больше, чем в 2016 году.
Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства отведено 11 млн. куб.м. недостаточно очищенных сточных вод.
Наиболее негативными факторами, влияющими на загрязнение поверхностных вод, являются:
сброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод из-за неэффективной работы очистных сооружений или вообще их отсутствия, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве (г. Орехов, Акимовка, Днепрорудное и другие);
смыв загрязняющих веществ с урбанизированных территорий. Эта проблема особенно актуальна для крупных населенных пунктов: Запорожья, Мелитополя, Бердянска, Орехова, Токмака;
малые реки принимают дренажные воды при защите орошаемых сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов от подтопления, с которыми в водные объекты вымываются минеральные соли, фосфаты, органические вещества, минеральные удобрения, пестициды и гербициды;
отсутствие водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, застройка берегов дачами и частным сектором с выводом неочищенных канализационных стоков;
нарушение режима хозяйственной деятельности в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон, деятельность малых и средних частных предприятий;
чрезмерная зарегулированность рек ставками и водохранилищами;
нарушение правил эксплуатации водозаборов и искусственных водоемов, в результате чего гарантируется сохранение санитарного минимума расхода воды на ниже расположенных участках рек.
Вода с червяками
Недавно соцсети шокировало видео воды из села Терпенье Запорожской области, кишащей червячками. Причины лежат на поверхности, точней, прямо под ней.
В большинстве населенных пунктов Запорожской области централизованной канализации и очистки стоков нет вообще, централизованным водоотведением обеспечено лишь 2% населения. А это значит, что все канализационные стоки из выгребных ям попадают в подземные воды, а оттуда снова в реки. Туда же смываются фосфатные и другие химические удобрения с полей. Это создает значительные угрозы вторичного загрязнения источников водоснабжения сточными водами, вспышек инфекционных болезней, ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации в области.
Специалисты «Запорожского областного лабораторного центра Министерства здравоохранения Украины» в 2017 году исследовали 6709 проб питьевой воды объектов централизованного водоснабжения на санитарно-химические показатели. И зарегистрировали 32,7% отклонений от требований государственных санитарных норм и правил.
По санитарно-химическим показателям процент отклонений составлял 29,5%, что свидетельствует о повышенном уровне химического загрязнения питьевой воды. «Основная часть отклонений (до 70%) приходится на сельские водозаборы и водопроводы, что свидетельствует о вторичном характере загрязнения воды, причиной которого является неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сооружений», – сказано в исследовании.
Врачи предупреждают, что неудовлетворительное качество воды по микробиологическим показателям может быть причиной возникновения инфекционных болезней, которые передаются водным путем (вирусный гепатит А, дизентерия, холера и т.д.).
«Химические вещества, содержащиеся в воде в различных сочетаниях, часто являются так называемыми «факторами малой интенсивности», способствующими увеличению частоты болезней уже распространенных среди населения, – предупреждают специалисты департамента экологии Запорожской ОГА. – Снижение защитных сил организма к различным заболеваниям в результате общетоксического действия питьевой воды приводит к росту общей заболеваемости, сердечно-сосудистых, кишечных неинфекционных, эндокринных и других заболеваний. Сенсибилизирующее воздействие химических компонентов питьевой воды на население может проявляться увеличением частоты аллергических заболеваний».
Специалисты ВОЗ установили, что загрязненная вода вызывает болезни органов кровообращения (в частности гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, цереброваскулярные болезни и т.д.); болезни органов пищеварения (в частности язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, желчнокаменная болезнь, холецистит), нефрит, ревматоидный артрит.
Цианобактерии в воде
«Цветение» воды – массовое развитие сине-зеленых водорослей – является биологическим сигналом неблагополучия в гидроэкосистемах. Содержание цианобактерий в воде р. Днепр в пиковый период «цветения» составляет около 100 кг/м3, что в миллион раз больше, чем до зарегулирования реки, предупреждают в Институте Днепра.
«Цветению» воды способствуют, как отмечают ученые, повышение температуры воды, при которой начинается бурное развитие цианобактерий. Раньше это происходило в августе, сейчас Днепр «цвете» уже в июне.
Кроме глобального изменения климата, которое повысило уже среднегодовую температуру в Украине на 2,5 градуса, есть у нас в области дополнительные источники тепла.
В 2017 году от «Запорожской ТЭС» и «Запорожской АЭС» отведено в Каховское водохранилище 559 млн. куб. м и 261 млн. м. соответственно нормативно чистых без очистки сточных вод. Вода используется для охлаждения, и возвращается в реку более высокой температуры.
Серьезная проблема Днепра – негативное влияние сети ГЭС и водохранилищ, которые замедлили естественное течение реки и ее способности к самовосстановлению.
В 2016 году Кабмином принята Программа развития гидроэнергетики в Украине до 2026 года, которая предусматривает строительство ряда ГЭС и ГАЭС. Экологи активно выступают против этого.
Удобрение из канализации
Фосфаты, попадающие в реку из моющих средств с канализационными стоками – благоприятная питательная среда для роста сине-зеленых водорослей. Как мы писали, коттеджных поселков на берегах Днепра становится все больше, а прибрежные села и частный сектор на берегах рек не оборудованы системами очистки стоков. Питаясь постоянно таким фосфатным удобрением из канализации, сине-зеленые водоросли размножаются огромными темпами, при этом поглощая кислород из воды.
В развитых странах Европы и США еще в 80-х годах признали опасность фосфатов и ПАВ, которые составляют основу традиционных стиральных порошков, моющих и чистящих средств. Поэтому там вкладывают миллионы долларов в современные системы очистки канализационных стоков, особое внимание уделяя именно удалению ПАВ и фосфатов из питьевой воды.
Во многих странах Европейского Союза использование фосфатов в стиральных порошках запрещено полностью.
В Украине, к сожалению, проблемой фосфатов государство не занимается.
На большинстве ЦОС вода очищается достаточно примитивно: пропускается через песчаные фильтры грубой очистки, затем обрабатывается гипохлоритом.
Тяжелые металлы, фосфаты, ПАВ, остатки моющих и чистящих средств, хлор, неорганический кальций – все это остается в воде.
Что делать будем?
Все участники круглого стола в Запорожье солись во мнении, что решить проблемы Днепра на уровне одного из городов или водоканалов не получится. Надо заставить государство включиться в решение проблем Днепра комплексно. В частности, ввести строгий контроль за всеми предприятиями, не только крупными, но и сотнями малых и средних ЧП, которые используют воду, требуя обязательного установления многоступенчатых систем очистки стоков.
«Все биотехнологии очистки воды есть. И на очень высоком уровне, и локально уже реализуются. Но это должна быть системная работа на уровне государства. Никакие неочищенные стоки не должны сбрасываться в малые реки, которые формируют реку Днепр. Начиная с верховьев — Полтавы, Чернигова, Сум, Харькова, Днепропетровской области, – объясняет профессор Рыльский. – На сегодняшний день все стоки Киева с правого берега по дну перекачиваются на левый берег. И уже 30 лет назад было понятно, что так нельзя делать. Надо строить новые очистные сооружения и на Правобережье, на основе новых технологий. Потому, не дай Бог, что случится, оно же все поплывет вниз. А мы тут все пьем — те 70 % населения Украины. То есть мы вооружены знаниями, разработками ученых. Дело за сильным волевым решением власти».
Необходимо регулярно выделять средства на очистку водохранилищ и русел рек, чтобы облегчить процессы естественного самоочищения водоемов. Выделять средства на мероприятия по биологической мелиорации, такие как зарыбление рек породами рыбы, которая питается сине-зелеными водорослями.
Украинское государство может, вслед за странами ЕС, и должно будет ограничить на законодательном уровне использование фосфатов в моющих средствах.
Местным органам самоуправления – следует активней выделять средства для строительства и реконструкции систем водоотведения и канализации областях. Главное, что все эти меры должны проводится во всех восьми (!) областях, через которые протекает река Днепр.
И на уровне каждого человека стоит формировать экопривычки:
1) Отказаться от использования стиральных порошков с фосфатами в пользу натуральных.
2) Отказаться от агрессивных дешевых моющих средств для посуды, использовать натуральные с содой, горчицей, уксусом.
3) Экономить воду в быту, использовать воду дважды.
Новые угрозы
Пока запорожские участники круглого стола обсуждали проблемы сине-зеленых водорослей и очистки стоков, в городе Днепре готовили круглый стол о потенциальных угрозах строительства и эксплуатации международного речного пути Гданьск – Херсон для бассейна Днепра.
Проблема в том, что экологические риски проекта Мининфраструктуры не обсуждало с учеными и общественностью, не проходил проект и процедуру ОВД.
«Учитывая, что глобальное изменение климата приводит к сокращению запасов пресной воды, радиоактивный ил Киевского водохранилища, при определенных условиях, может стать источником вторичного локального загрязнения днепровской воды, а это создаст угрозу радиоактивного загрязнения систем водоснабжения Киева и других приднепровских городов», – отмечают в Национальном Экологическом центре.
Так что проблема качества воды в реке Днепр – даже не социально-политическая, а проблема здоровья и выживания украинской нации.
Татьяна Жавжарова, независимый журналист, глава общественной организация «Экосенс»
ФОТО автора