10 сентября 1997 года во Франции состоялся премьерный показ совместного украинско-французско-казахского фильма «Приятель покойника», которой в следующем, 1998 году, был выдвинут Украиной на кинопремию «Оскар».
Картина стала 23-й и, к сожалению, последней кинолентой, снятой ведущим оператором мирового кино, уроженцем Гуляйполя Виленом Калютой.
Как вызвать сочувствие у зрителя
Чтобы никто не усомнился в моих словах – о ведущем операторе, я назову несколько лент, созданных Виленом Александровичем. Это, например, фильм режиссера Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной» с Ларисой Кадочниковой [в то время – супругой режиссера], Иваном Миколайчуком и Богданом Ступкой, который в картине сыграл свою первую кинороль; это «Полеты во сне и наяву» Романа Балояна с Олегом Янковским, Людмилой Гурченко, Олегом Табаковым и Никитой Михалковым, которому режиссер выделил в картине небольшую роль… режиссера; это, наконец, всемирно известные «Урга – территория любви» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова.
Причем за «утомленных» создателям фильма была присуждена самая престижная в киномире награда – премия «Оскар» [за лучший фильм на иностранном языке]. Правда, в Лос-Анджелес получать ее поехал… только Никита Михалков. Вилен Калюта остался дома – в Киеве. Хотя это именно он создал потрясающие образы героев картины.
Вспоминаю собственные ощущения от фильма: мне казалось, что, если я протяну руку к экрану, то смогу дотронуться до плеча… постаревшего Штирлица, например, – киноактера Вячеслава Тихонова я имею в виду. Герои картины как бы жили среди нас. Или мы пребывали вместе с ними – в том страшном сталинском времени, а вернее, – безвременье.
Еще меня впечатлил момент, когда в картине из-за горизонта вдруг начал медленно всплывать [на аэростате] огромный портрет Сталина. Один из героев-энкавэдистов – его играл Олег Меньшиков, даже честь портрету невольно отдал, приложив руку к непокрытой голове и вообще позабыв, что он без формы.
Жуткое впечатление.
И его сумел передать в зрительный зал, конечно же, оператор – Вилен Калюта, который однажды заметил, что кино «создают свет, цвет и звуки. И только они могут вызывать смех, слезы и сочувствие у зрителей».
Или сопереживание, добавил бы я, что, впрочем, очень близко к сочувствию.
Взлетел на экране
Вилен Калюты был человеком, как говорят в таких случаях, своего времени. Он даже имя носил соответствующее эпохе: после рождения – 22 октября 1930 года, его назвали в честь «вождя мирового пролетариата». Вилен – это ведь В.И.Лен(ин), совсем не типичное имя для столицы махновской вольницы, но вполне типичное для эпохи конца 20-х – начала 30-х годов минувшего столетия.
И профессию в жизни Вилен Александрович выбрал соответствующую стремительному времени: закончил Васильковское военное авиационно-техническое училище [ныне – колледж Национального авиационного университета].
Слово «авиационное» в названии училища некоторые авторы публикаций об операторе из Гуляйполя приняли за главное, объявив его летчиком: мол, летал себе человек, а потом штурвал самолета неожиданно поменял на кинокамеру.
Что неожиданно – факт. Но не штурвал: авиатехучилища в СССР готовили технарей, как они сами себя называли – технических специалистов.
Технический склад ума, кстати, помог начинающему оператору, который, однажды заглянув в Киеве на киностудию имени Довженко, так и остался, образно говоря, на ней до конца жизни, снять потрясающие документализмом, эффектом присутствия, я бы сказал, кадры в одном из своих первых фильмов, который назывался исключительно по авиационному: «Всюду есть небо».
Представьте, если не смотрели картину: кабина самолета и пилот, устремившийся в поднебесье на скоростной машине. Сосредоточенное лицо в кислородной маске, заставший взгляд. А вот лица уже нет – на шлеме опущено пластиковое забрало [или как оно у летчиков называется?], но мы продолжаем находиться… перед пилотом, в упор глядя на него. В пластике отражается солнце, крохотное облачко. Наконец, кадр меняется и мы видим то, что видит пилот: то самое крохотное облачко и проносящийся рядом другой самолет.
К слову заметить, кроме различных наград, у Вилена Александровича была и особая – специальный приз кинофестиваля в Карловых Варах за воздушные съемки.
Вот так он, удивив всех, взлетел на экране. Представляете, о чем фильм, я уже забыл, хотя смотрел его, узнав, кто снимал картину, не очень давно, а вот пилот с солнцем на пластиковом забрале в памяти остался.
И осталось ощущение сопереживания.
Территория кино
Еще одна картина Никиты Михалкова – «Урга», на меня не произвела никакого впечатления. Если оценивать сюжет. Картина ни о чем. Такое у меня осталось впечатление о ней. Но операторская работа – съемки в степи, в частности, заслуживают высшей оценки.
Насколько я понимаю, работая над фильмом, Вилен Калюта, вспомнил, что он и сам из мест, где… поле гуляет – где такая я же бескрайняя степь: от горизонта до горизонта.
А как снять эти орлиные просторы, чтобы в них не потерялся человек? Вилену Александровичу это удалось. При том, что съемки шли, как я читал, при так называемом прожекторном свете – при ослепляющем солнце.
Кстати, одна из самых запоминающихся сцен фильма, который я нынче смотрел, выключив звук – мне важно было, что происходит на экране, а не то, кто и что говорит, это танец орла: танец монгола-степняка на фоне сияющей радуги. Оказывается, эту сцену полностью придумал оператор фильма, для которого кино и было территорий любви.
Умер Вилен Александрович, категорически отказывавшийся от переезда из Киева в Москву [в том числе и от предложений Никиты Михалкова], 3 ноября 1999 года.
Владимир ШАК
Фильмография Вилена Калюты
1960 – «Прощайте, голуби», второй оператор [режиссер Яков Сегель]
1965 – «Дни летные», второй оператор [режиссеры Николай Литус, Леонид Ризин]
1966 – «Всюду есть небо» [режиссер Николай Мащенко]
1968 – «Вечер на Ивана Купала», второй оператор [рижиссер Юрий Ильенко]
1969 – «Почтовый роман» [режиссер Евгений Матвеев]
1971 – «Белая птица с черной отметиной» [режиссер Юрий Ильенко]
1972 – «Наперекор всему» [режиссер Юрий Ильенко]
1974 – «Мечтать и жить» [режиссер Юрий Ильенко]
1975 – «Волны Черного моря» [режиссеры Артур Войтецкий, Олег Гойда, Вячеслав Криштофович]
1977 – «Бирюк» [режиссер Роман Балаян]
1979 – «Свое счастье» [режиссер Вячеслав Криштофович]
1979 – «Ждите связного» [режиссер Отар Коберидзе]
1980 – «Мелочи жизни» [режиссер Вячеслав Криштофович]
1981 – «Будем ждать, возвращайся» [режиссер Николай Малецкий]
1982 – «Полеты во сне и наяву» [режиссер Роман Балаян]
1983 – «Поцелуй» [режиссер Роман Балаян]
1983 – «Легенда о княгине Ольге» [режиссер Юрий Ильенко]
1984 – «Два гусара» [режиссер Вячеслав Криштофович]
1986 – «Храни меня, мой талисман» [режиссер Роман Балаян]
1989 – «Смиренное кладбище» [режиссер Александр Итыгилов]
1991 – «Урга – территория любви» [режиссер Никита Михалков]
1994 – «Утомленные солнцем» [режиссер Никита Михалков]
1997 – «Приятель покойника» [режиссер Вячеслав Криштофович]
Признание и награды:
лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за операторскую работу» [1984],
Государственная премия СССР [1987] – за съемки художественного фильма «Полеты во сне и наяву»,
орден «Знак Почета» [1981],
заслуженный деятель искусств Украины [1995],
Государственная премия Российской Федерации [1993] – за съемки художественного фильма «Урга»,
Государственная премия Российской Федерации [1995] – за съемки художественного фильма «Утомленные солнцем»,
Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко [2000, посмертно] – за работы последних лет.
Вилен Калюта, начинающий оператор киностудии им. Довженко
Вилен Калюта – за камерой, впереди – Роман Балаян [съемки фильма “Полеты во сне и наяву”]
Вилен Калюта на съемках фильма “Утомленные солнцем”
Вилен Калюта с Никитой Михалковым на съемках фильма “Урга”
Кинооператор Вилен Калюта
Вилен Калюта – кинооператор из Гуляйполя
***
Операторские работы Вилена Калюты [“Всюду есть небо”, Беля птица с черной отметиной”, “Полеты во сне и наяву”, “Утомленные солнцем”, “Урга”]:
**
**
**
**