Після впровадження у Запорізькій області графіків стабілізаційних погодинних відключень електроенергії на нашу фейсбук-сторінку надходить чимало пов’язаних із цим запитань.
На жаль, відповісти на кожен коментар окремо ми не маємо можливості, тож узагальнивши та проаналізувавши звернення, що отримуємо, підготували відповіді на кілька найбільш поширених питань.
ЧОМУ У ГРАФІКАХ ЩОДНЯ ОДНІ Й ТІ САМІ АДРЕСИ?
Переліки адрес споживачів, що підлягають відключенню (1, 2 та 3 черги), укладені обленерго та затверджені різними керівними інстанціями, НЕ ЗМІНЮЮТЬСЯ щодня. Можливі певні коригування, але йдеться про уточнення чи виправлення помилок – наприклад, у назвах вулиць.
Щодня змінюється тільки послідовність та, за необхідності, тривалість відключення кожної черги.
ЧОМУ ВІДКЛЮЧАЮТЬ НЕ ВСІХ СПОЖИВАЧІВ?
Розпорядженнями місцевої влади визначені об’єкти критичної інфраструктури, від яких залежить життєзабезпечення Запорізької області та обласного центру.
Це – підприємства водо-, тепло-, газо- та електропостачання, установи державних органів влади та місцевого самоврядування, правоохоронні та силові структури, лікарні, хлібозаводи тощо.
Згідно із нормативними документами, ці об’єкти НЕ ПІДЛЯГАЮТЬ ВІДКЛЮЧЕННЮ у разі застосування стабілізаційних графіків. Якщо на одній із ними лінії заживлені й інші споживачі електроенергії – у тому числі й побутові, – вони теж не вимикаються, адже відключити їх, не порушуючи при цьому енергопостачання об’єктів критичної інфраструктури, технічно НЕМОЖЛИВО.
ЧОМУ ОДНА Й ТАМ САМА АДРЕСА ПРИСУТНЯ ОДРАЗУ У ДВОХ ЧЕРГАХ?
За нормативними документами у галузі будівництва та електроенергетики багатоповерхові будинки (9 поверхів та вище) мають два джерела живлення – основне та резервне. В залежності від схеми енергозабезпечення місцевості ці основне та резервне джерела можуть потрапляти до різних черг – і тоді будинок, заживлений від них, опиняється одразу у двох чергах.
Втім, це не означає, що він погашатиметься в обидві черги – лише в одну з двох. На жаль, точно визначити, в яку саме, можуть тільки мешканці цього будинку, порівнявши поточні графіки та час, протягом якого у будинку відключається енергопостачання.
Примітка: Якщо квартири у будинку заживлені від основного джерела, а ліфти від резервного, ліфти можуть працювати навіть коли будинок відключений за графіком.
ЧОМУ У ПЕРЕЛІКАХ АДРЕС 1-3 ЧЕРГИ НЕМАЄ ПРОМИСЛОВИХ ПІДПРИЄМСТВ?
Крупные промышленные и другие предприятия, а также питаемые от них потребители отключаются по отдельной – Четвертой – очередь. Порядок и продолжительность отключения (или ограничения электроснабжения, если полное обесточивание может повлечь за собой нарушение технологического процесса и/или привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера) до этих потребителей приходятся отдельно.
Сейчас все предприятия вовлечены в стабилизационные графики, в противном случае продолжительность отключения потребителей 1-3 очередей была бы значительно длиннее.
ПОЧЕМУ ПОЛУЧАЮТСЯ ЗАДЕРЖКИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?
К сожалению, имеют место случаи, когда продолжительность отключения по очереди превышает заявленное в графике время. Здесь может быть несколько причин.
Причина №1. Чтобы включить часть потребителей, специалисты «Запорожьеоблэнерго» должны сначала добраться до оборудования, с помощью которого осуществляется переключение. Если перед выездом по области объявляется воздушная тревога, по требованиям безопасности наш персонал не имеет права в это время выходить на линии и обязан оставаться в укрытии до ее отмены.
Причина №2 – периодический ввод графиков аварийных отключений. Эти графики в срочном порядке – если этого требует состояние единой энергосистемы – вводятся по распоряжению НЭК «Укрэнерго». При этом продолжительность отключения по этим графикам не регламентирована, они могут продолжаться от 1 часа и до суток (при необходимости – и дольше, пока не стабилизируется состояние энергосистемы). Иногда адреса очереди, которая погашена по графикам почасовых стабилизационных отключений, совпадают с адресами графика аварийных отключений. В результате такие потребители могут оставаться без энергоснабжения на более длительный промежуток времени, чем планировалось изначально.
Причина №3 – повреждение нашего электрооборудования. Иногда почасовые стабилизационные отключения могут совпасть с аварийной ситуацией в наших электросетях. И тогда потребители, обесточенные по графику, остаются без энергоснабжения до того момента, как специалисты «Запорожьеоблэнерго» устранят повреждения на энергооборудовании.
Уважаемые клиенты! Мы понимаем, что в настоящее время в процессах, связанных с применением графиков стабилизационных отключений, есть немало проблемных моментов, которые невозможно было предусмотреть заранее. Потому что ни у нас, ни у любой другой энергокомпании еще не было опыта работы в таких форс-мажорных условиях.
Мы работаем над устранением этих недостатков – исправляем ошибки в графиках, разрабатываем механизм более детального информирования потребителей электроэнергии о причине отсутствия энергоснабжения на текущий момент. К сожалению, этот процесс не столь быстр, как бы того хотелось – и вам, и нам, но он запущен и продолжается. Надеемся, что уже в ближайшее время мы сможем улучшить качество вашего обслуживания.
Извиняемся за все неудобства и «накладки», которые имеют место, и искренне благодарим за терпение и понимание.
Запорожьеоблэнерго