Иногда в моей записной книжке появляются записи, которые не тянут на новость, потому что факта как такового они не содержат, но я их все же оставляю – в качестве коротких зарисовок с натуры, что ли. Для таких записей я даже особую рубрику в своей газете использую: мелочи жизни. Это действительно мелочи, из которых… состоит наша Жизнь.
Итак, сегодняшняя мелочь.
Вечером в центре Запорожья – возле фонтана Жизни, всегда многолюдно, всегда – или почти всегда, можно встретить кого-то из знакомых. Но нынче знакомых возле фонтана я не увидел, зато обратил внимание на двух колоритных мужиков, сидевших на круглой лавочке, опоясывавшей одно из прифонтанных деревьев. У обоих – по объеменому пакету возле ног.. Это были обычные городские бомжи, собирающие утильсырье и подтягивающиеся к вечеру в наиболее людные места. Внешне один из них был похож… на Ивана Суанина – каким я запомнил его на полузабытой афише одноименной оперы: среднего роста, с короткой светлой бородой и в продолговатой шапке, которую в народе называют «пирожком».
Кстати, в реальной жизни Иван Сусанин никакого подвига не совершал – никого не заводил по лесу в болото. Просто однажды разбойники напали на проселочной дороге на человека с такой фамилией, а его родственник придумав легенду, запустил ее гулять по миру и, имея связи во власти, добился для ограбленного Ивана звания «народный герой»… или что-то в этом духе. На россии нет нормальной истории — все выдумано, все – враньё. Говорю это как челоывек, прорживший там 33 года и 4 месяца.
Напарником Сусанина оказася… киноактер Зиновий Гердт. Ничего не имею против Зиновия Ефимовича – очень, к слову, уважаю его, но запорожский бомж действительно был на него похож внешне, хотя в кино он, как можно предположить, никогда не снимался.
Я бы, может быть, прошел мимо мужиков, усмехнувшись в душе их похожести на известных людей, еслди бы не одна деталь, заставившая меня приостановиться: на скамейке между бомжами стояли два красных бумажных кофейных стаканчика. В такие кофе разливают в соседнем киоске – сам там заказываю. Пьющие вечерний кофе бомжи в вечернем Запорожье – это, понял я, что-то из ряда вон выходящее. Факт, лдостойный удивления. Но удивляться долго не пришлось: Сусанин и Герд в какой-то момент подняли свои стаканчики и, чокнувшись, выпили… И это, дошло до меня, был отнюдь не кофе.
Владимир ШАК
*
На фото: возле фонтана Жизни; снимок не мой — использую его просто для иллюстрации