Нам, запорожским путешественникам, не удивительным показалось то, что в Национальном художественном музее идет ремонт (дома – то же самое), удивительным – что он действительно происходит: на крыше, рядом со столетними химерами, сумрачным пятничным вечером трудились кровельщики в оранжевых жилетах. По этому случаю была закрыта часть постоянной экспозиции, однако радушно принимали залы первого этажа с собранием икон от XII века до XIX, от Херсонеса до украинского барокко, а также собрание портретов украинских гетманов и козацкой старшины... Эта часть постоянной экспозиции – замечательная прелюдия к выставке, открывшейся в конце прошлого года в уже отремонтированных залах второго этажа. Проект «Явлення. Пам'ятки Братського монастиря» стал итогом десятилетий поисков, атрибуции и реставрации чудом сохранившейся коллекции икон киевского Братского монастыря, который находился на Подоле. Монастырь был основан в 1615 году. К его деятельности и процветанию имеют отношение ярчайшие персонажи украинской истории: Петр Сагайдачный, вступивший в братство со всем своим Войском Запорожским, Петр Могила, Иван Мазепа. “Неоціненною є роль Братського монастиря в культурній історії України, – читаем на банерах, сопровождающих экспозицию, – адже обитель виплекала під опікою гетьманів та митрополитів Київських і Галицьких другу (після Острозької академії) вищу школу – Києво-Могилянську академію, в назву якої закладено ім'я її засновника – митрополита Петра Могили. Підтримка Академії і монастиря посідала важливе місце і в меценатській діяльності гетьмана Івана Мазепи....” Святыней Братского монастыря более 250-ти лет была икона Богоматери с младенцем, известная как «Богоматерь Братская». Иконография ее восходит к древней византийской иконе «Богоматерь Елеуса», что в переводе с греческого означает «Милостивая», или «Умиление». Умиление и нежность в образах матери и младенца – и небесное, и земное одновременно. Говорят, жители киевского Подола ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем Контрактовой), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы – все это решалось пред Братским образом Божией Матери. В комедии «За двумя зайцами» украинского драматурга Михаила Старицкого есть так же упоминание о Киево-Братской иконе: «Голохвастый: Вы не верите? Так знайте же, что я решительно никого не любил, не люблю и не полюблю, окромя вас!.. Да если б я любил так Братскую икону, то меня б ангелы взяли живым на небо!». В 1920 Братский монастырь прекратил функционировать, а в 1935-м, когда столицу советской Украины перенесли из Харькова в Киев, был уничтожен – так Киев потерял один из ключевых памятников архитектуры барокко “... Донедавна Києво-Братська ікона вважалась утраченою. І от, у липні 2009 р. під час робіт у фондосховищах Національного художнього музею України було знайдено цю ікону, до того ж у вишуканій срібній з позолотою карбованій оправі. На звороті дошки старий інвентарний номер (який засвідчує її перебування у фондах Лаврського музейного містечка у 1934 р.), поряд з яким зазначено, що ікона взята з Братського монастиря. Ікона за розміром досить велика – 133×96...” – писала "Церковная Православная газета" в 2009 году. Как выяснилось позже, большинство ценностей из Братского монастыря в 1920-е годы попали в музей Киево-Печерской Лавры, откуда были отправлены в фонды Национального художественного музея в период с 1934 по 1948 годы. В музее они хранились под грифом «произведения неизвестного происхождения». То, что это коллекция из Братского монастыря, долгие годы никто не знал, иконы считались утраченными. Однако в 1999 году в фондах музея реставраторами была идентифицирована первая икона из Братского монастыря, в 2002 году – еще три. ...Тогда же возникла идея представить наследие Братского монастыря на выставке. Процесс подготовки занял больше десяти лет – в основном, из-за долгого процесса реставрации. На протяжении столетий считалось, что все иконы – очень темные, мрачные, но реставрации реставрация возвращает чистоту красок и ясность образа. К сожалению, старые иконы часто переписывали, нанося на оригинальные лики все новые и новые изображения, которые казались художникам уместными и современными. В процессе работы реставраторы стараются добраться до первоначального слоя – что не всегда бывает возможным из-за плотности живописи, неотделимого наложения одного живописного слоя на другой. Именно поэтому была приостановлена глубокая реставрация иконы Братской Богоматери – по словам специалистов, “написано лессировками и слишком тонко”. Мы видим не ее реальный скрытый лик, а перепись XIX века. На выставке представлены 22 иконы, а также драгоценные оклады, усыпанные камнями, кресты, старинные книги и документы. Дизайн выставки разработал харьковский художник Иван Светличный: иконы висят на стенах глубокого багрового оттенка, а световая инсталляция повторяет движение солнца в пространстве храма. А для того, чтобы прочувствовать процесс возрождения старинных икон и окладов, можно посмотреть фильм, который рассказывает о реставрации реликвий Братского монастыря перед их «Явлением» на выставке. Инесса Атаманчук фото Сергей Томко "МИГ"