Еще в 2014 году, с первого дня вооруженного конфликта на Востоке нашей страны, который спровоцировала и поддерживала Россия, волонтеры всячески помогали украинской армии – обеспечивали бойцов обмундированием и техническими приспособлениями [на первых порах всего этого катастрофически не хватало]; подвозили в зону АТО продукты, организовывали полевые госпитали и т.д. Не сократили своей помощи и после того, как наша армия окрепла и уже на государственном уровне стала получать значительную поддержку, матобеспечение и финансирование. Лишь некоторые позиции в работе изменились.
Уже тогда, восемь лет назад, бойцы стали называть волонтеров «скорой помощью» и «ангелами-хранителями». Именно они для многих солдат, стоящих на передовой, стали почти единственной живой связью с домом и родными; помогали не терять боевой дух и сдерживать оккупантов, чтобы остальные украинцы могли жить спокойной мирной жизнью.
Так было до 24 февраля этого года, когда «зеленые человечки», уже не скрывая на своей форме шевронов российской армии, открыто напали на Украину. А буквально за пару дней до этого «МИГ» побывал в одном из самых крупных волонтерских центров Запорожья «Солдатский привал». Его более шести лет назад создала Галина Гончаренко – мать, пережившая страшную личную трагедию. Ее сын Михаил Гончаренко, военнослужащий 93 отдельной механизированной бригады ВСУ, спасая своих сослуживцев, принял огонь на себя и героически погиб во время обстрела наших позиций в Донецкой области 23 июля 2014 года. Бойца посмертно наградили орденом «За мужество» III степени и назвали его именем одну из улиц Запорожья.
Понятно, что никакие почести не восполнят утрату сына, но Галина Гончаренко рук не опустила и в 2015 году организовала волонтерский центр «Солдатский привал». Он работал как хостел – преимущественно для наших солдат, которые в ходе ротации в зоне АТО/ООС проезжали через Запорожье и могли здесь остановиться, отдохнуть, угоститься полноценным обедом и т.д. Кроме того, центр занимался сбором помощи для фронта, а также служил своеобразной перевалочной базой для грузов волонтерских организаций со всей Украины. К месту назначения грузы доставлялись на микроавтобусе, который все любя назвали «Белый слон» – потому что белый Фиат Дукато был хоть и старенький, но, по словам волонтеров, выносливый и надежный. К тому же загружался до «круглых боков», под самую завязку. В среднем «слон» выезжал в зону разграничения дважды в месяц. Доставлял помощь практически во все подразделения ВСУ, которые там находились. Всего за шесть с половиной лет было совершено около 200 выездов. А в самом «Солдатском привале» побывали и получили поддержку более 12000 человек – военнослужащих, членов их семей, волонтеров.
– В последние годы, – отметила Галина Гончаренко, – одной из главных наших задач, как волонтеров, стала помощь в строительстве блиндажей, укреплений и другой инфраструктуры в зоне ООС. Мы доставляли все необходимые стройматериалы и инструменты – доски, гвозди, лопаты, бензопилы, генераторы, сварочные аппараты, насосы, помпы и т.д. А также медикаменты и медсредства; маскировочные сетки, которые изготавливают наши женщины-волонтеры. Берем и всевозможные хозяйственно-бытовые мелочи и домашние вкусности…
Этот разговор происходил 22 апреля, менее, чем за два дня до полномасштабного вторжения России на территорию Украины. На тот момент ситуация уже была крайне напряженная, к нашим границам были стянуты российские войска и техника, в зоне ООС резко возросла интенсивность обстрелов. Верный «Белый слон», как нам пояснили, находился в ремонте – едва дотянул до дома в предыдущую поездку. Но в центре уже готовили новую партию грузов для передовой, собирали деньги, созванивались с бойцами, уточняли заявки: те же стройматериалы, тепловизоры, системы связи, провода и т.д.
По словам постоянного члена экипажа «Белого слона» и военного психолога Людмилы Волтер, наши солдаты-защитники осознавали растущую угрозу нападения, но никаких панических настроений не было – каждый на своем месте знал, что нужно делать, и был готов к любому развитию событий. Плюс ощущалась колоссальная поддержка как со стороны рядовых украинцев, так и представителей самых разных стран.
– Начиная с февраля, я каждый день получаю массу сообщений и звонков от знакомых и незнакомых людей из Канады, Израиля, Польши, Швейцарии, Норвегии, Австралии и многих других стран. Они перечисляют благотворительные взносы, спрашивают, чем еще могут помочь, пишут слова поддержки. А моральная поддержка в такой ситуации не менее важна, чем материальная. Весь мир с нами! – Говорит Галина Гончаренко.
Повторю, это было 22 февраля, еще до полномасштабной войны. Вчера вечером я вновь позвонила в волонтерский центр «Солдатский привал», чтобы узнать последние новости.
– Транспорт у нас теперь есть, – сообщила Людмила Волтер. – «Белый слон» вновь в строю, и нам подарили еще один микроавтобус – Мерседес спринтер. Как раз в ночь с 23 на 24 февраля мы поехали в Донецкую область, чтобы забрать его, завезти груз нашим солдатам и отбуксировать в Запорожье один военный автомобиль для ремонта. И уже в дороге узнали о том, что войска РФ вторглись на территорию Украины. Из этой поездки мы вернулись благополучно. Но знаете, что было самым странным? То, что вблизи линии разграничения в Донецкой области было тише, чем в наших мирных городах.
Людмила рассказала, что волонтерский центр сейчас просто «кипит» и работает по максимуму круглые сутки. В хостеле по-прежнему принимают наших бойцов. Но он больше превратился в центр сбора, комплектации и отправки необходимых для фронта грузов. Реагировать и действовать приходится очень оперативно. Также резко возросло количество точек, куда одномоментно нужно отправлять помощь. Поэтому дополнительный автомобиль пришелся, как нельзя кстати. Какая именно помощь нужна нашим бойцам? Это оптика, фонарики, пауэрбанки, обмундирование, бронежилеты, каски, любые полезные гаджеты и конечно же медсредства и медикаменты – особенно кровеостанавливающие препараты и «турникеты».
В первые дни войны был огромный поток людей, которые приносили в центр все необходимое, в том числе медицинские средства. Но уже вскоре в аптеках из-за массовых закупок стало меньше лекарств и обеднел ассортимент. Однако сотрудникам центра уже удалось договориться о поставках лекарственных препаратов и медсредств из-за рубежа.
В целом же количество людей, которые хотят помочь, не уменьшается, даже растет. Теперь почти в каждой школе или детсадике – свои волонтерские группы, в которые входят запорожцы всех возрастов – от детей до пенсионеров. Многие плетут маскировочные сети. Вчера, к примеру в центр «Солдатский привал» активисты только одной из множества волонтерских групп передали более десяти маскировочных сеток, которые они изготовили за один день.
О том, насколько такие сетки нужны на фронте, говорят сами бойцы. В одной из волонтерских групп случился такой эпизод. Женщина-волонтер впервые за десять дней войны наконец-то дождалась телефонного звонка от своего сына с передовой. Сквозь слезы радости от того, что он жив и здоров, она сказала, что как раз сейчас плетет маскировочную сетку для бойцов. А сын ответил, что такие сетки уже спасли от смерти многих солдат, и попросил поблагодарить всех женщин, которые помогают фронту.
Вроде бы мелочь, частный случай. Но на самом деле, насколько он важен для всех нас! Потому что демонстрирует единство и тех, кто сражается на фронте с оружием в руках, и тех, кто в тылу всеми средствами поддерживает нашу армию.
А значит – победа будет за нами!
Светлана ШКАРУПА