При царском режиме он получил орден за храбрость, большевики же объявили его фашистом и отправили в тюрьму, а в наши дни он был причислен к лику святых
В 2022 году в Запорожской епархии произойдут два, на мой взгляд, немаловажных события. В январе исполнится 150 лет со дня рождения мелитопольского священника, протоиерея Феодосия Станкевича, канонизированного 25 августа 2012 года. А в сентябре будет десять лет, как были обретены его нетленные мощи, которые сейчас находятся в кафедральном соборе благоверного князя Александра Невского города Мелитополя. Это, к слову, единственные святые мощи, пребывающие в Запорожской епархии и, вероятно, в Запорожской области. Не путать с частицами мощей святых, имеющихся в каждом храме.
Будущий святой земли запорожской исповедник Феодосий родился 11 января 1872 года [по старому стилю] в Подольской губернии. Десяти лет от роду поступил в духовное училище, потом обучался в духовной семинарии, 14 августа 1894 года был рукоположен в диаконы, а через неделю — в священники. Рано овдовев, отец Феодосий подал прошение о переводе на службу на флот и в августе 1901 года его назначили корабельным священником на броненосец Тихоокеанской эскадры «Сисой Великий». А после того, как корабль ушел в Кронштадт, отец Феодосий стал исполнять обязанности священника на крейсере «Россия», который 1 августа 1904 года принял участие в бою с эскадрой японских броненосцев в Корейском проливе и получил тяжелое повреждение. Потери команды составили 48 убитыми 165 ранеными. Отец Феодосий тоже получил ранение в левую руку и в грудь, а от контузии стал плохо видеть и слышать. За мужество и отвагу, а в морском бою он был вооружен только молитвой, его наградили золотым наперсным крестом и орденом святой Анны второй степени с мечами. В связи с этим, если бы я попал на Тихоокеанский флот не в 1978 году, когда меня и призвали на срочную военную службу, а лет на 75 раньше, вполне возможно, что однажды во Владивостоке на набережной я бы встретил морского капеллана с крестом и орденом, который носили особым образом – так, как в рассказе Чехова «Анна на шее» описано: на ленте на шее. Однако я родился тогда, когда родился – через девять лет после смерти отца Феодосия. Но нам таки суждено было встретиться!
Впервые я побывал возле мощей святого в ноябре 2012 года – очень скоро после их обретения, а в очередной раз навестил Феодосия Мелитопольского почти накануне его дня рождения. К слову заметить, в Мелитополь отец Феодосий попал из Крыма, где служил после большевистского переворота и где был арестован – летом 1927 года, сотрудниками ГПУ за проведение духовной деятельности. Тюрьмы тогда ему, правда, удалось избежать – особое совещание ОГПУ ограничилось высылкой священника в Мелитополь. В Медовом городе на Молочной реке он проживет, не оставляя службы, до самой смерти, последовавшей 12 ноября 1950 года – с годичным перерывом, связанным с новым арестом в 1937 году и заключением полуслепого батюшки в тюрьму – за участие в «контрреволюционной фашистской организации». Кстати, представители власти, обзывая отца Феодосия фашистом, нет-нет да обращались к нему за помощью: в народе из уст в уста ведь передавали рассказы о чудодейственной силе его молитв. И он не отказывал в помощи никому, включая врагов. Впрочем, такие понятия, как «друг» и «враг» относятся исключительно к обуреваемым страстями людям – ко мне, например. А отец Феодосий воспринимал окружающих одинаково, по-христиански – как братьев.
Я же отправился к святому Феодосию не за помощью. Мне почему-то подумалось, что он, моряк-тихоокеанец начала двадцатого столетия, будет рад встрече на благословенной мелитопольской земле с моряком-тихоокеанцем из другой эпохи – со мной. Почему-то подумалось так. При том, что я не помнил, когда он родился. Просто в какой-то момент захотелось побывать в мелитопольском, удивительном по красоте и убранству, храме святого Александра Невского и поклониться находящимся в нем мощам святого Феодосия Мелитопольского.
Конечно же, перед поездкой в Мелитополь я внимательно прочитал его житие и выучил молитвенное обращение к нему. И, оказавшись пред мощами святого, произнес вполголоса, пока дававший нам пояснения священник храма отец Геннадий, закончивший, между прочим, в свое время Тернопольского финансово-экономического института, что-то объяснял моему коллеге: «О, всеславне и богомудре отче наш Феодосие! Се, предстояще пред ракою честных мощей твоих, со слезами и умилением сердечным молим твою благостыню, да николиже оскудеет ходатайство твое пред Богом о нас грешных и недостойных, да богоприятными мольбами твоими пробавит Всевышний Господь милость Свою над боголюбивым градом и православным Отечеством нашим». Боголюбивый град наш – это Мелитополь, город, в который через 62 года после смерти вернулся святой Феодосий, ставший, если не ошибаясь, в православной церкви вторым моряком, причисленным к лику святых [ранее, 6 октября 2004 года, был канонизирован адмирал Федор Ушаков]. А еще я вспомнил, что мне в ноябре 2012 года рассказывал об обретении мощей Феодосия Мелитопольского ключарь собора святого князя Александра Невского отец Александр.
Оказывается, 26 декабря 1995 года постановлением прокуратуры Крыма Станкевич Феодосий Филиппович был признан подлежащим полной реабилитации. Преследовали, то есть, его большевики, называя фашистом, ни за что. За то, что он не отступился от веры [«От Веры Христианской Православной, – написал он однажды в своем послужном списке, – от Церкви Христовой, от Св.Правил Апостольских и Соборных, святоотеческих, а равно — и от священного сана, который ношу, — не отрекался»]. Ну а за могилой батюшки на Красногоровском кладбище Мелитополя все годы после его смерти ухаживали горожане, помнившие и любившие его. По их воспоминаниям, отец Феодосий отличался особой кротостью и смирением, добротой и любовью. А с некоторых пор на могиле стали совершаться чудеса исцеления недужных. Описания этих чудес собрали и представили на рассмотрение специальной комиссии синода Украинской православной церкви, куда по инициативе архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки были переданы дела по канонизации новомучеников и исповедников Запорожской епархии. «Комиссия, – объяснил отец Александр, – с особым пристрастием проанализировала собранные документы». Когда же у ее членов не осталось вопросов, поступившие из Запорожской епархии дела передали синоду УПЦ. А затем, уже после решения о канонизации, была назначена процедура обретения мощей святого Феодосия Мелитопольского. В миру она называется эксгумацией, для ее осуществления необходимо, естественно, соответствующее разрешение. И в день обретения мощей, а это произошло 18 сентября 2012 года, у могилы отца Феодосия состоялась церковная служба, после чего сняли надгробие и рабочие взялись за лопаты. Но копали они только до гроба. Из могилы гроб поднимали священники. В каком состоянии он находился? От времени у него просела крышка. И корни деревьев очень мешали вести земляные работы.
– А мощи, насколько они сохранились? – поторопился я с вопросом.
– Остались нетленными, – ответил отец Александр.
Это было чудо, свидетелями которого стали все находившиеся на кладбище.
– Очень трогательно и переживательно все было, – добавил мой собеседник.
После обретения мощи святого в специально пошитых церковных одеждах поместили в деревянную, строго-торжественную, я бы сказал, раку, установленную в храме святого князя Александра Невского. Туда и идут люди, чтобы поклониться святому Феодосию и попросить у него помощи и заступничества.
*
Православные лики святости (выборочно):
исповедники – открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, после перенесенных мучений они оставались в живых;
мученики – принявшие насильственную смерть за свою веру;
праведные – почитаемые за праведную жизнь;
святители – прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью;
священномученики – мученики за веру из числа священнослужителей.
Святые запорожской земли:
праведный Петр Калнышевский; священномученик Сергий, архиепископ Мелитопольский и Елецкий, а также священномученики Матфей Александров, Михаил Чехранов и супруга Ирина, Димитрий Игнатенко, Виктор Киранов, Михаил Богословский, Александр Ильенков, Алексей Усенко и Александр Шишин; мученик Стефан Наливайко; исповедники Феодосий Станкевич, Митрофан Воздвиженский и Философ Зябрев.
Фото Сергея Томко и из открытых Интернет-источников
Встреча со святым Феодосием Мелитопольским в Свято-Александро-Невском храме города Мелитополя
Икона святого Феодосия Станкевича
Икона “Собор святых новомучеников и исповедников запорожского края”. В центре – священномученик Сергий, справа от него – исповедник Феодосий
Отец Феодосий на флотской службе
Отец Феодосий с крестом и Анной на шее
Отец Феодосий в зрелые годы
Крест из могилы отца Феодосия. Похоже, это тот самый, который изображен на двух предыдущих снимках