По словам рыночных предпринимателей, запорожский депутат, директор «Запорожрынка» со своими помощниками действуют в стиле ОПГ из 90-х. Его коллеги из горсовета пока отмалчиваются
Около полугода назад произошла смена руководства КП «Запорожрынок», в состав которого входят восемь городских коммунальных рынков. Новым директором предприятия стал депутат горсовета, член постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности, ресурсов, приватизации, архитектуры и земельных отношений Олег Коломоец [весьма далекий от сферы торговли]. И само это назначение, и весь период деятельности нового главы «Запорожрынка» сопровождается не прекращающимися скандалами. Рыночные предприниматели обвиняют директора и набранную им команду «смотрящих» в создании коррупционных схем, рэкете, запугивании неугодных и увольнении тех сотрудников, которые с подобными методами не согласны.
Первый громкий скандал произошел еще до вышеназванных кадровых перемен. В начале апреля по всем городским рынкам расклеили листовки с приглашением предпринимателям прийти в назначенные день и час к офису «Запорожрынка» на общее собрание. Когда люди собрались, к ним вышли какие-то неизвестные личности и начали выкрикивать призывы «убрать действующего директора». При этом назваться отказались. Более того, затеяли потасовку и вообще вели себя явно неадекватно. Пришлось даже вызвать полицию, которая и забрала наиболее активных из ораторов. А через несколько дней «старого» директора действительно уволили и назначили нового – Олега Коломойца. Однако это привело к целой серии акций протеста уже по инициативе самих предпринимателей-рыночников. Протестующие возмущались, что руководителя КП назначили без обсуждения его кандидатуры на профильной депутатской комиссии и с самими работниками рынков. Они также высказывали опасения по поводу того, что теперь коммунальное предприятие может быть искусственно подведено под банкротство и вовсе ликвидировано, а сами рынки вместе с землей, на которой они находятся, уйдут в руки рейдеров и бандитов. Соответствующее обращение было передано городскому голове, но так и осталось без ответа.
Что касается Олега Коломойца, то еще тогда [25 апреля] в интервью «МИГу» он, в частности, сказал:
«Опасения предпринимателей, что с моим назначением начнется распродажа активов КП и будут ужесточены условия работы на рынках, совершенно безосновательны. Позиция моя и городских властей такова: если мы сегодня не можем существенно помочь людям, то хотя бы не нужно мешать им работать… Самое важное – наладить коммуникацию с людьми, работающими на рынке, и суметь обеспечить им поддержку городской власти…»
Вот только, судя по последующим событиям, Олег Коломоец какими-то очень странными методами стал «налаживать коммуникацию с людьми», чтобы «хотя бы не мешать им работать».
– С первого дня в новой должности Олег Коломоец занялся кадровыми переменами, – говорит глава союза предпринимателей «НИКА» Лидия Кривенко. – Он стал убирать с рынков не угодных лично ему сотрудников. Кто-то, не выдержав прессинга, сам уволился, а тех, кто упорствовал, просто подводили под увольнение, засыпая надуманными административными взысканиями. В этот же период был ликвидирован общественный комитет по вопросам функционирования коммунальных рынков города, в состав которого входили представители горисполкома и всех коммунальных рынков [был создан в 2014 г для прозрачности работы руководства КП «Запорожрынок» и оперативного решения насущных проблем коммунальных рынков, – ред.]. Зато Коломоец набрал целый штат дополнительных работников, введя в штатное расписание новые должности так называемых инспекторов рынков. Взял уже человек двенадцать, некоторые из которых имеют весьма сомнительное прошлое, в том числе уголовное. Сами предприниматели называют их «смотрящими», поскольку у них власти и полномочий даже больше, чем у директоров рынков, и действуют они методами, больше похожими на бандитские наезды. Главная задача этих инспекторов – создать теневые схемы поборов, контролировать буквально все, что происходит на рынке, и обо всем докладывать непосредственно руководителю КП. Кроме того, глава «Запорожрынка» заключил договор с охранной фирмой «Багира-Групп» – якобы для борьбы со стихийной торговлей. Но в действительности это обычная фирма-«прокладка» по отмыванию денег, поскольку никакая борьба со стихийщиками не ведется. К тому же в числе основателей данного предприятия – все те же инспекторы-наблюдатели. Еще одно нововведение – уменьшение срока договора на оказание услуг рынка с пяти до двух лет – как дополнительный рычаг давления на предпринимателей.
Одним из наиболее несговорчивых и неудобных для нового руководства КП оказался директор Центрального рынка Роман Белогоуб. За пять с половиной лет его директорства он не получил ни единого взыскания ни от руководства коммунального предприятия, ни от представителей городской власти; а возникающие проблемы решал по согласованию с общественным комитетом. От самих предпринимателей жалоб на притеснения, расправы или «левые» поборы тоже никогда не было. А тут новый глава «Запорожрынка» в одночасье, всего за три дня [13,15 и 17 августа] выносит директору Центрального рынка сразу три выговора подряд, а следом готовит проект приказа о его увольнении – даже не «по собственному», а по очень неприятной статье, якобы за систематическое невыполнение своих служебных обязанностей. И приказ этот не был выполнен лишь по той причине, что директор рынка оказался «на больничном».
«МИГ» связался с Романом Белогубом, чтобы из первых рук узнать, чем он так не угодил новому руководству. Тем более, что нынешний и.о. директора Центрального рынка, назначенный Олегом Коломойцем, всего за пару недель своего «правления» оказался в центре еще одного громкого скандала.
– Первый выговор Олег Коломоец мне объявил за то, что плохо собираю долги с предпринимателей, – пояснил Роман Белогуб. – Но я ведь не рэкетир и не бандит. Я же не могу долги «выбивать». Счета предоставлял всегда вовремя, постоянно напоминал о необходимости их оплатить, беседовал с должниками. Но у людей, особенно в период пандемии, разные обстоятельства бывают. Тут индивидуально нужно подходить, а не зверствовать. К тому же имеющаяся у некоторых предпринимателей дебиторская задолженность возникла по причине задержки платы за аренду, не за услуги рынка. А договоры аренды заключает непосредственно директор КП «Запорожрынок». Я никакого отношения к этому не имею, договоры не визирую. Соответственно, и рычагов воздействия на должников у меня тоже нет. Это исключительно в пределах полномочий руководства коммунального предприятия. Тем не менее, именно мне было объявлено дисциплинарное взыскание. Второй выговор получил за то, что в ходе проверки лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, расположенной на Центральном рынке, полиция изъяла документацию и клейма для штамповки мяса. В результате предприниматели мясных рядов не могли завозить и реализовывать свою продукцию. Соответствующую докладную, а потом и объяснительную я написал. Однако лаборатория мне не подчиняется, равно как и полиция. Тем не менее, мне все же удалось решить проблему, и торговля мясом возобновилась. Но дисциплинарное взыскание все равно получил.
Как только Роман Белогуб ушел «на больничный», исполняющим обязанности директора рынка был назначен Вячеслав Минский – приемщик и рубщик мяса [потрясающий карьерный рост!], который очень слаженно действовал в паре с инспектором-«смотрящим» Вадимом Сухоруковым. По словам предпринимателя Центрального рынка и общественного активиста Максима Черного, они стали использовать старую хорошо известную схему сбора денег мимо кассы – просто брали «местовые» без выдачи кассовых чеков. Но тут вышел прокол и разразился грандиозный скандал.
Светлана Терпай, которая растит троих малолетних детей и уже 20 лет продает на рынке свежую рыбу, спросила у контролера, почему перестали выдавать кассовые чеки? Не получив ответа, позвонила и.о. директора Минскому…
– Он заверил, что решит вопрос, – рассказывает Светлана, – а через время ко мне подошел инспектор Сухоруков и, не стесняясь присутствующих, стал нецензурно браниться и угрожать. Смысл угроз был следующим: «Закрой рот, а то вывезем за город, изнасилуем и там же закопаем»…
Это слышали, а потом подтвердили на камеру местного телевидения другие предприниматели и даже покупатели, которых подобный наезд «инспектора» просто привел в шок. Так или иначе, но инцидент в тайне сохранить не удалось. А репрессии тем временем продолжались. Той же Светлане отключили подачу воды на рынке. На других строптивцев воздействовали отключением электричества. Также запретили предпринимателям заходить на рынок по понедельникам, в санитарный день. Хотя многие только в этот день могут навести должный порядок на своем рабочем месте и завезти новый товар. Торговцы были возмущены до предела, молчать не стали и собрались возле здания администрации рынка на митинг. А также подписали коллективное обращение на имя секретаря горсовета с просьбой разобраться в ситуации.
– Это касается не только нашего рынка, – говорит Максим Черный. – Нам стало известно, что без выдачи чеков большей части предпринимателей с августа работают по меньшей мере еще на трех коммунальных рынках: Космическом, Малом и Шевченковском. В итоге ежедневная выручка там снизилась на 40-70 процентов.
Эта информация подтверждается многочисленными видеозаписями, которые отсняли сами предприниматели. На них четко видно, как контролер с кассовым аппаратом под мышкой ходит по рынку, собирает «местовые», но кассовый аппарат даже не достает и чеки, разумеется, не выдает.
– Когда 25 сентября я после больничного вышел на работу, то обнаружил, что табличка с моей фамилией на моем кабинете сорвана, а замки заменены, – продолжает Роман Белогуб. – Минский с Сухоруковым, которые в мое отсутствие заправляли на рынке, ключи предоставить отказались. Когда я стал проверять записи в кассовой книге, они тоже всячески этому препятствовали. Но мне все же удалось сфотографировать нужные страницы. Записи полностью подтвердили жалобы предпринимателей. По ним видно, что с начала сентября, буквально в один день, объем собранных денег за услуги рынка упал в два с половиной раза – без каких-либо причин. А потом, когда скандал стал достоянием гласности, точно так же в один день сборы вновь выросли до прежних показателей, так как предпринимателям опять стали выдавать чеки. Я написал докладную записку о выявленных махинациях директору КП Олегу Коломойцу [с приложением фотографий кассовой книги], и сообщил об этом заместителю директора Сергею Иойлеву, который также является главным юристом предприятия и уполномоченным по противодействию коррупции. После чего вновь вынужден был уйти «на больничный». А вскоре узнал, что сразу же после получения моей докладной о выявлении фактов коррупции директор «Запорожрынка» издал еще один приказ об объявлении мне очередного дисциплинарного взыскания и составил проект приказа о моем увольнении.
По словам Лидии Кривенко, если на Центральном рынке, из-за боязни попасть в поле зрение полиции, вновь стали всем выдавать кассовые чеки, то на Космическом и Малом рынках по-прежнему часть денег идет «мимо кассы», что подтверждается видеозаписями. В то же время свои прямые обязанности руководитель КП Олег Коломоец и не думает выполнять. Это касается, например, соблюдения требований пожарной безопасности на рынках.
– Он полностью проигнорировал предписания об исправлении выявленных в ходе проверок нарушений пожарной безопасности, – говорит глава «Ники». – В итоге сотрудники ГСЧС подали иск в суд, где теперь рассматривается вопрос о прекращении эксплуатации всех восьми коммунальных рынков. Но директор КП даже не является на судебные заседания, тем самым способствуя закрытию рынков, их банкротству и последующему дерибану земли. К тому же недавно, как по заказу, на оном из рынков произошел пожар… О всех претензиях к действиям нового директора КП и его «команды» мы написали жалобу, и разослали текст в различные инстанции – прокуратуру, полицию, управление стратегических расследований, налоговую и т.д. Также я дважды лично встречалась с главой нацполиции области генералом Николаем Лушпиенко, и он обещал объективно во всем разобраться. Сейчас, насколько мне известно, идет следствие. Очень надеемся, что виновных накажут, и что очередная попытка уничтожить коммунальные рынки не пройдет.
Светлана ШКАРУПА
Фото из личных архивов предпринимателей рынков.
«Вы здесь работать больше не будете!»
Яркий пример того, как директор «Запорожрынка» налаживает «коммуникацию с людьми», – безосновательный отказ продлить арендный договор со старейшим предпринимателем Малого рынка Рашидом Абубекеровым.
– Я на Малом с 1992 года, – говорит Рашид. – Почти 40 лет продаю аквариумных рыбок и оборудование. В числе первых перешел на новую площадку, где разместили зоорынок. От администрации получил в аренду металлическую коробку с дырками вместо окон. Постепенно сам сделал нормальную крышу, утепленные стены, провел электроэнергию, установил евроокна и т.д. Всего вложил в свой мини-магазинчик около 7000 долларов. В конце августа этого года у меня истекал срок аренды. Раньше договор всегда продлевали автоматически. А в этот раз уже за две недели до окончания срока аренды ко мне явился новый инспектор-«смотрящий» и стал придираться, оскорблять, не пускал покупателей в магазин, грубо толкнул мою жену. В итоге заявил, что продлевать аренду со мной никто не будет, чтобы я освобождал магазин и не вздумал взять из него «хотя бы винтик», так как теперь, вместе с евроремонтом, это собственность КП.
От таких новостей и грубого наезда предпринимателю стало плохо. Пришлось вызвать «скорую». Но администрацию это не смутило. Заступничество комиссии горисполкома, которой поручили разобраться в ситуации, тоже пока не повлияло на решение Коломойца лишить работы продавца рыбок.
«Ничего не было…»
Давая по телефону комментарий по поводу последних событий, происходящих на запорожских рынках, Олег Коломоец избрал странную тактику полного отрицания. Например, по поводу сбора «местовых» без выдачи кассовых чеков, что подтверждается многочисленными свидетелями и видеозаписями, он сказал, как отрезал:
– Этого не было. Все деньги собираются с предоставлением чеков. Мы вообще увеличили финансовый результат и прибыль.
– Ну а как на счет угроз предпринимателям, отключение им воды и электричества?
– Никаких угроз не было. Я постоянно общаюсь с людьми, пытаюсь найти общий язык. Я даже не хочу сейчас комментировать, сколько делается для того, чтобы отстаивать каждый день интересы предпринимателей. Что касается отказа продлить аренду продавцу аквариумных рыбок, то я действую исключительно в рамках закона…
Этот короткий диалог почему-то напомнил мне мольеровского Тартюфа, который вслух говорил очень праведные и правильные речи, но поступал с точностью до наоборот. Поистине бессмертный персонаж гениального драматурга!