Первое впечатление от выставки, открывшейся в Запорожском областном художественном музее, – удивление и восторг, вынесенное в заголовок. В Запорожье, городе, которому с дореволюционным александровским периодом – 250 лет, двести лет не было художественного музея. Появившийся в 1971 году, 29 сентября Запорожский областной художественный музей отметит полувековой юбилей.
Сравнивать нашу коллекцию с киевскими, одесскими, львовскими, рижскими фондами в силу исторических причин не нужно [хотя козак Мамай в разных интерпретациях у нас имеется]. Однако художники, запорожские по происхождению, вернувшиеся домой с киевским, одесским… – и далее по списку – образованием, наполнили его хранилища своими работами, которые вызывают восторг и гордость: “Это мы? Это у нас?”
Художник Александр Кошель имел замечательный голос, его приглашали петь в театре имени Магара. Портрет его подарен музею
К юбилею музейщики осуществили давнюю мечту. На выставке «Художники из Запорожья. Автопортреты и портреты» собрано более двухсот работ, создатели которых изобразили себя, своих друзей, свое поколение, свое время. Из фондов были извлечены работы, на появлении которых в коллекции настаивали и первый директор музея Григорий Александрович Соколенко [1928-2016], и искусствовед Ирина Николаевна Ласка [1939-2011].
Два автопортрета Григория Соколенко, первого директора Запорожского художественного музея
Самая солидная по возрасту – работа Якова Хаста – датирована 1940-м годом. Выпускник Одесской художественной школы и Парижской академии изящных искусств, Яков Хаст изобразил своего ученика О.Шаферовского. Рядом – автопортрет О.Шаферовского, датированный 1948 годом. На выставке множество таких параллелей.
Яков Хаст. Портрет О.Шаферовского
Однако невольно мы уже начали экскурсию. В зале на первом этаже музея, где мы и встретились с работой Хаста, представлено старшее поколение запорожских художников, чьей alma mater стала Запорожская профессиональная школа. Существовала она всего пять лет – с 1922-го по 1927-й, однако выпускники ее стали столь значительными художниками, что надо вспомнить их, давно ушедших. Их настойчивости, в частности, обязан наш музей своему рождению, а многим подаренным работам – качеству музейной коллекции. В автопортретах на выставке – создатель многих батальных диорам Петр Мальцев, Галина Гладышева, Николай Крюков, в фондах – работы Валентина Ступина, Сергея Григорьева, Петра Сабадыша, Владимира Гончаренко…
Графика Виктора Герценка изумительна. Портрет Станислава Шинкаренко
В этом зале вдумчивые, серьезные работы соседствуют с ироничными. Классический автопортрет Александра Кошеля, автопортрет Владлена Дубинина и портрет, его же кисти, – супруги, скульптора Эммы Низовой… В автопортретах и портретах видна козацкая сущность Станислава Шинкаренко, чувствуется театр как место приложения сил Петра Вольского. Отсвет времени – в работах Владимира Коробова, Леонида Яворского, Федора Шевченко…
Два портрета Николая Пашканиса и портрет дочери Натальи, выполненный Владимирои Коробовым
В послевоенные годы в Запорожье было создано товарищество художников. В городе еще сохранились помещения, где художники работали в тесном кругу. Поначалу – в клубе на перекрестке улиц Зелинского и Незалежной Украины. Позднее – на первом этаже здания, где сейчас находятся Художественный салон и городской фотоклуб. Собирались, писали, зарисовывали, вышучивали друг друга. Именно там были созданы многие представленные на выставке ранние работы.
В 1962 году художники объединились в Запорожское отделение Национального Союза художников. К тому времени относятся зарисовки с общей работы на натуре, путешествий, творческой работы в Доме художника на Черниговщине.
Акварельный этюд изображает Алексея Матюшенко, который так увлечен был рисованием, что кисти вытирал о свою тужурку. Так его изобразил Григорий Соколенко – и даже сейчас слышится веселый смех обоих художников
Андрей Соколенко и Александр Щербина
На волне воспоминаний. Сотрудники музея и художники
И тут же, в витринах – замечательная коллекция шаржей. Быстрым карандашом замечая самые яркие индивидуальные черты, Федор Зайцев, Георгий Мацегора, неистощимый в своем юморе Владлен Дубинин создали для нас замечательные серии рисунков – то добрых, то ироничных, то чуть язвительных. Хотя, поговаривают, и обижались на Владлена Константиновича… Светлая ему память и благодарность за мимолетные портреты молодости и задора.
Леонид Кривопуст
и Анатолий Киргеев
В фойе первого этажа каждый портрет особенно емкий. “Это портреты-картины”, – считает куратор выставки Людмила Травень. Художник Борис Чудновский сумел так представить своих современников, что вчитываешься в них, как в книги. В портрете Николая Колядко соединились столетия. В портрете художника по металлу Медера сияет на ладони свежевыкованный листок
Акварельная техника делает портреты прозрачно-пронзительными. В экспозиции представлены работы прекрасных запорожских акварелистов – Георгия Карадуманова, Надежды Близняковой, Ирины Гресик, Анатолия и Ольги Киргеевых, Оксаны Москвиной
Скульптурный портрет художника Покатило авторства Владимира Гавронского.
Есть в экспозиции работы Владимира Щербины, керамиста Александра Жолудя
А как Ивана Василенко написал Владимир Якимец!
А каков у него Юрий Очеретько! Поднимаясь на второй этаж, ведомы фантазией художников третьей волны. В их творчестве отразились, по словам Людмилы Травень, “метафоры, романтика, гротеск, пародийность и парадоксальность” времени.
Автопортреты друзей – Анатолий Сергиенко и Валентин Шаврин
Представлено несколько работ Николая Колядко, а несколько художников изобразили и его, стараясь разгадать суть мастера. Как вот Юрий Душин: ну, как оторваться от этого проникновенного взгляда?
– Что вы наделали! Спасибо вам огромное за это безобразие! – со слезами в голосе сказала на открытии выставки Валентина Чикина. – Благодаря вам, мы сейчас можем видеть художников, которых давно уже нет с нами… Печально, что за прошлый год потеряли столько талантливейших наших друзей… Но не будем о грустном – “життя триває”. И творчество тех, кто ушел, будет жить – благодаря вам, благодаря музею.
Взгляд настоящего художника – на себя, на друзей, на жизнь – бесхитростный, но неумолимый. Портрет Николая Колядко, выполненный Юрием Душиным. Фрагмент
Сказано:
И.о. директора Запорожского художественного музея Инга Янкович:
– Усе життя, як тільки музей відкрився, Ірина Миколаївна Ласка наполягала: збирайте портрети. Так поступово склалася історія мистецької спільноти – у зображеннях, у особистостях. У нас дуже гарні художники. І ми дякуємо всім, хто колись подарував нам роботи, хто подарував нам їх нещодавно, тим, хто дав нам свої роботи на виставку…
Тому вона вийшла така прекрасна. Бо коли один художник малює іншого – виникає цікаве поєднання: як один сприймає іншого, адже їхні долі, характери переплітаються. Є на виставці автопортрети, намальовані у різному віці – і як цікаво це сприймається в часі!
Дуже хочемо, зробити каталог цієї події. Не знаємо, в якому вигляді він буде, але пишемо, розповідаємо, аналізуємо. Це треба демонструвати, це треба знати, це треба зберігати.
Куратор выставки, ведущий сотрудник музея Людмила Травень:
– Это большой праздник для нас. Ни один музей не может существовать без художников. Именно художники были инициаторами появления нашего музея. И мы начали этот проект с демонстрации работ запорожских художников. Ведь портреты дают удивительные ощущения. Это откровение, это познание, это представление. Портретный жанр развивается – это можно увидеть на нашей выставке.
Валя Чикина правильно говорит: “Мне уже не интересно просто изображать – мне интересно рассказать. Чтобы люди прочитали – то, о чем я пишу, что я говорю, поняли, что я задумала…”
Такова мысль художника – вы увидите, о чем он думает, как создает, как в своих работах преобразовывает окружающий мир.
Дарите музеям – и останется о вас память здесь.
А тех, чьих портретов у нас нет, мы представили в архивных материалах, фотографиях. У нас собрана хорошая коллекция фотографий художников за работой, в дружественной обстановке, где они… обсуждают то, что потом появится в нашей экспозиции.
Художник Григорий Мацегора, «вооружившись» фотоаппаратом, всматривается в витрину:
– Я знімаю окремі портрети. Хочу мати пам’ять. Це мої колеги. Я все життя з ними працював. Маляренко, Василенко, Колосовський, Бовкун, Носенко, його дружина, Фомін…
Алла Параконьева, бывший сотрудник художественного музея, смотрит на надпись на автопортрете Григория Соколенко: “Чи мене впізнають?”
Хороший вопрос.
Важно!
О возможности посещения выставки, разместившейся в Запорожском областном художественном музее, узнавайте по телефону (061) 286-27-57.
Инесса АТАМАНЧУК, фото автора