Коротко я уже рассказывал об этой школе необычной архитектуры. Отметив, что находится она в селе Николай-Поле, что в 39 километрах от Запорожья, я также уточнил, что в ней и сейчас учится сельская детвора. Теперь это – учебно-воспитательный комплекс, а точнее, если официально, – Николай-Польское заведение общего среднего образования Широковского сельсовета Запорожского района. Ну, а в самом начале двадцатого столетия, в 1906 году, эту школу построили хортицкие меннониты, ставшие в 1870 году первопоселенцами села Николай-Поле или, как оно тогда называлось, – колония Николайфельд. Между прочим, землю для будущей колонии меннониты купили у графа Николая Коскуля, дальним родственником которому приходился князь Феликс Юсупов, убийца друга семьи императора Николая Второго Григория Распутина [рас путин, два путин – кровавый круг, по которому второе столетие следует Россия]. Именовалась, правда, тогда школа центральным училищем. Ее отличие от начальной меннонитской школы заключалось в том, что выпускники центрального училища могли работать учителями в начальной школе.
Продолжая дальше собирать информацию о селе, мне в Интернете на глаза попала открытка с изображением николайпольской школы. Отправили ее – согласно почтовому штампу, из Николайполя 10 сентября 1911 года в Германию, в город Дрезден. Получается, через пять лет после открытия в селе школы, ее фото уже использовалось для почтовых карточек, как тогда назывались привычные нам открытки. А в «Энциклопедии немцев России» я отыскал статью о Генрихе Яковлевиче Андресе, который – после окончания в 1909 году, Санкт-Петербургского учительского института, работал и учителем, и директором Николайпольского центрального училища, а после большевистского переворота стал председателем Николайпольского волостного совета. В должности пребывал до 1922 года. Вот, что поведала о нем «Энциклопедия»: «родился 4 мая 1881 года в колонии Эйнлаге. Окончил Хортицкое центральное училище. Затем преподавал в Хортицкой сельской школе. С 1906 года учился в Санкт-Петербургском учительском институте, после окончания которого работал сначала учителем, а затем директором Николайпольского центрального училища. Преподавал в старших классах русский язык и математику. В 1914 году был мобилизован и служил в учреждениях Красного Креста в Екатеринославе. С началом революции принимал активное участие в общественной жизни меннонитов, подготовке и проведении первого Всероссийского меннонитского конгресса [проходил в колонии Орлов Молочанского меннонитского округа 14–18 августа 1917 года]. Был избран постоянным представителем в Петрограде от временного Центрального бюро конгресса. В 1918 году находился в Петрограде и принимал участие в репатриации на родину германских гражданских лиц. В этом же году через Берлин прибыл в Николайпольскую волость, где был избран волостным старшиной и успешно исполнял эту должность вплоть до июля 1922 года. Обладал незаурядными дипломатическими способностями, что позволило в ряде случаев избежать массовых погромов колоний в годы гражданской войны. По политическим взглядам был ярко выраженным социалистом, но находился в оппозиции по отношению к политике коммунистической партии. Являлся одним из создателей и руководителей «Союза граждан голландского происхождения на Украине», возглавлял его Николайпольское районное отделение [до 1926 года]. Активно участвовал в решении земельных проблем в колониях, в развитии там кооперативного движения и в организации эмиграции безземельных меннонитов в Америку. Однако, питая большие иллюзии в отношении НЭПа, сам остался в СССР. С 1931-го по 1935 год преподавал в средней школе в селе Николайполе, а затем работал учителем математики в Запорожской средней школе №11. 12 октября 1936 года был арестован органами НКВД. Обвинен в проведении «контрреволюционной фашистской агитации». 8 августа 1937 года «тройкой» НКВД по Днепропетровской области был осужден и приговорен к расстрелу. Расстрелян через четыре дня, 12 августа. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован посмертно в 1989 году».
Трагическая судьба. Причем не отдельно взятого человека, а целого народа. Этот народ жил на запорожской земле, любил ее, строил на ней школы необычной архитектуры, которыми до сих пор пользуемся мы – наши дети. А потом этот народ исчез. Впрочем, не исчез: он был раздавлен колесом большевистского террора. Слава богу, что память раздавить невозможно и Генрих Андрес… напомнил о себе из небытия: на немецкоязычном портале Mennonitische Geschichte und Ahnenforschung [История меннонитов и генеалогия] я отыскал фотографию сто с лишним летней давности, сделанную в николайпольском центральном училище. На ней запечатлен педагогический, как мы сейчас говорим, коллектив училища: директор и четыре учителя. Вот, как они поименованы в подписи под фото на языке оригинала: Gerhard Derksen, Heinrich Andres, Heinrich Epp, Abram Froese und Abram Isaak [на фото вверху – слева направо].
С возвращением на Запорожье, Генрих Яковлевич!
Генрих Андрес [снимок с коллективного фото]
Почтовая карточка, на которой изображено николайпольское центральное училище, фото не позднее 1911 года
Бывшее николайпольское центральное училище, фото сделано автором 31 марта 2021 года