Иван Антонович Малкович – украинский поэт и издатель, владелец и директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА».
Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 2017 года. Малковича знают все. Любители изящной словесности, поэты и прозаики, издатели, бизнесмены, художники, журналисты, а также – дети. Последние не только знают, но и любят: кто создал непревзойденного украинского «Гарри Поттера»? А удивительно прекрасную «Снежную королеву» и еще множество всяких интересных книг? Кто пишет стихи, которые запоминаются сами-собой? Да – Иван Малкович! Удались бы ему все эти достижения, если бы он не чувствовал детей? Конечно, нет.
Тайна Малковича в том, что он не растерял свою детскость. Сумел сохранить ее – этот нежный цветок доверчивости и любознательности, открытости миру и готовности к новым приключениям, которые всегда являются неожиданными, порой рискованными, но обязательно захватывающими. Он создал издательство, которое сразу же удивило своими высокими издательскими стандартами.
Книга от «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» – как платье haute couture, или кукла ручной работы. Его отличают безупречный вкус и безупречное качество. Оно вызывает искреннее восхищение и еще массу положительных эмоций как у детей, так и у взрослых. Все, что делает Малкович – пишет стихотворения, издает очередную книгу – он делает искренне и самоотверженно, без тени фальши и знакомого многим «лишьбыкак».
Видимо, поэтому и имеет такой результат, который, в свою очередь, является лучшим пиаром Украины и украинского. Если вы вдруг встретите Ивана Малковича на улице – в карете он не ездит и на вертолете пока тоже – вы его сразу узнаете. Его нельзя не узнать – так может выглядеть только счастливый человек.
Много ли у нас таких? Он излучает взрослую мудрость и детскую непосредственность, а его уст касается едва заметная улыбка: недаром же поляки наградили Ивана Антоновича орденом Улыбки!
А еще он немного похож на доброго волшебника. И неважно, что без бороды.
Даты дня:
149 лет со дня рождения Юрия Юрьевича Павловича (1872-1947), украинского этнографа-художника.
Выпускник Киевской рисовальной школы Мурашко.
В 1910 году посетил Финляндию, в 1913 – Египет, где сделал зарисовки архитектурных памятников, образцов народной одежды.
С 1918 – в Киеве. Автор многочисленных карт украинской народной одежды и жилья, научных трудов по этнографии. Выполнил ряд иллюстраций к украинским народным сказкам (1910-1914).
***
139 лет со дня рождения Лидии Липковской (1882-1958), украинской певицы (колоратурное сопрано).
Родилась вблизи Хотина в учительской семье. Училась в гимназии в Каменце-Подольском. Пела в церковном хоре, на благотворительных концертах. За ангельский голос девушку называли «пташкой».
Она стремилась профессионально учиться пению, но родители были против. Поэтому в 17 лет Лидия тайно вышла замуж за одного из своих пылких поклонников и уехала (можно сказать сбежала) с ним в Петербург. Но муж оказался еще более строгим чем родители: он требовал, чтобы жена посветила себя только семье, а о пении забыла.
Своенравной Лидии это не понравилось, ведь не для того она ехала в Петербург; молодая женщина покидает мужа и поступает в Петербургскую консерваторию. Ее наставницей стала известный музыкальный педагог Наталья Ирецкая. Жилось Липковской в ту пору очень трудно: не было денег, на руках маленький ребенок, приходилось жить по чужим людям, но любовь к музыке придавала сил и вдохновляла на победы.
В 22 года Лидия Липковская дебютирует на сцене Большого зала Петербургской консерватории в качестве Джильды в опере «Риголетто». Успех был невероятный. Через два года она уже была солисткой Мариинского театра (Петербург), еще через несколько лет выступала на ведущих оперных площадках Парижа, Лондона, Нью-Йорка. Ее партнерами по сцене были Федор Шаляпин, Энрико Карузо. За рубежом ее называли «северной звездой».
У певицы была совершенная вокальная техника, драматический темперамент, а серебристый по тембру голос отличался теплотой звучания, лиричностью и обаянием. С легкостью, виртуозной совершенством она исполняла самые тяжелые колоратурные партии, обычно на языке оригинала. С особым эффектом исполняла французские и испанские песни.
С 1919 года артистка жила за границей, преимущественно во Франции. Много гастролировала. К тому же добавились проблемы в личной жизни: третий брак оказался неудачный (муж-француз обокрал и убежал), напряженными были и отношения с дочерью, которая выросла и со своей семьей жила во Франции.
В 1927-1929 гг. Липковская выступала в СССР с концертами и в оперных спектаклях. Ей предлагали должность в консерватории, квартиру, хорошую зарплату, но остаться она все же не решилась. В 1937 жила в Кишиневе, занималась преподавательской деятельностью.
Затем переехала в Бейрут, преподавала пение в местной консерватории. На родине Лидии Липковской в с. Бабин Черновицкой области в мае 2009 года был открыт памятник знаменитой землячке. В некоторых публикациях утверждается, что Лидия Липковская была племянницей Марии Заньковецкой, но это недостоверная информация – никаких фактов о том нет.
122 года со дня рождения Дмитрия Темкина (1899-1979), американского композитора украинского происхождения, четырехкратного обладателя премии «Оскар».
Написал музыку к более 140 американских фильмов, в том числе в таких известных кинокартинах как «Точно в полдень», «Высокий и могучий», «Старик и море» (все – лауреаты премии «Оскар»), «Падение Римской империи», «Эта прекрасная жизнь» и др. Выступил продюсером чрезвычайно популярной ленты «Золото Мак-Кены».
Родился Дмитрий Темкин на Полтавщине. Окончил Петербургскую консерваторию (был любимым учеником Глазунова), работал концертным пианистом – аккомпанировал балерине Тамаре Карсавиной и знаменитому комику Максу Линдереру; подрабатывал тапером в кино.
Был завсегдатаем модного литературно-артистического кабаре «Бродячая собака», где познакомился и подружился с Сергеем Прокофьевым и Михаилом Фокиным. Здесь он впервые услышал американскую музыку – регтайм, блюз и был очарован ею.
В 1921 году Дмитрий Темкин эмигрирует из красной России на Запад. Живет в Берлине, Париже, а вскоре переезжает в США. С 1929 года – в Голливуде. Писал музыку к вестернам, которые были чрезвычайно популярны в 1930-х годах. Во время Второй мировой войны – музыку к пропагандистским фильмам по заказу американской армии; был отмечен правительственными наградами. Стоит отметить, что лишь на премию «Оскар» композитор был номинирован 22 раза и четыре раза получал престижную статуэтку. Дважды награжден Орденом почетного легиона (как кавалер и как офицер).
В 1979 году вернулся в Европу. Биограф композитора Кристофер Палмер пишет: «Его жена Альбертина Раш умерла в 1967 году и Темкин почувствовал, что стоит что-то изменить в своей жизни. Он поселился в Лондоне в тихом районе, женился на молодой очаровательной англичанке Оливии Печ, вел жизнь европейского интеллектуала, а каждое утро страстно играл на рояле.
И казалось, что 50 лет его жизни, Америка, Калифорния, дикий Запад, все это было одной из тех грандиозных мистификаций, которые так мастерски создает фабрика грез».
Годовщина смерти:
День памяти Ивана Алчевского (1876-1917), украинского певца (лирико-драматический тенор).
Происходил из известной семьи деятелей украинской культуры Алчевских. Родоначальник семьи – Алексей Кириллович Алчевский был успешным промышленником, банкиром, меценатом; мать – Христина Даниловна – известной участницей народного образования.
Иван Алчевский закончил физмат Харьковского университета, хотел, как и мать, стать педагогом. Впрочем, имел удивительно красивый голос, поэтому этот факт и определил его дальнейшую судьбу. Пению учился у брата Григория, профессионального педагога-вокалиста.
В репертуаре певца было 47 партий, среди которых Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского), Петр («Наталка-Полтавка» Лысенко), Герман («Пиковая дама» Чайковского, от его Германа публика просто неистовствовала).
Алчевский выступал на ведущих оперных сценах мира и был одной из самых ярких звезд мировой оперной сцены того времени. Его партнерами были Энрико Карузо и Маттиа Баттистини. Певец знал пять языков и пел на языке той страны, где выступал. С 1910 – солист Большого театра в Москве. Там для него ставили «Запорожец за Дунаем» и «Наталку Полтавку», где он пел главные тенорные партии. Его голос был одинаково силен во всех регистрах.
Критики характеризовали его как артиста тонкого интеллекта и высокой музыкальной культуры. Он всюду пропагандировал украинскую культуру – был организатором и первым председателем (1910-1912) украинского литературно-художественного общества «Кобзарь» в Москве; исполнял украинские песни (особенно Николая Лысенко и Якова Степного).
Умер на 41 году жизни. Похоронен в Харькове.
ukrinform.ru/rubric-society/3241523-10-maa-pamatnye-daty.html