Как мелитопольский ансамбль «Повітове місто» аккомпанировал знаменитому басу Василию Манолову на первенце фирмы «Аудіо Україна»
Несколько месяцев назад в кабинете директора Запорожского музыкального колледжа имени П.И.Майбороды Сергея Пелюка зазвонил телефон. Собеседники из Ивано-Франковска, которые занимались разработкой и наполнением сайта «Українська музика онлайн», интересовались, не имеет ли Сергей Александрович отношения к ансамблю популярной музыки «Повітове місто» из Мелитополя? Тому, который в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века успешно концертировал, стал лауреатом республиканского радиоконкурса молодых исполнителей «Нові імена» и представлял Запорожскую область на международных фестивалях, – в частности, во Вроцлаве [Польша]? И записал с известным солистом киевской оперы, заслуженным артистом Украины Василием Маноловым пластинку «Українські пісні», которая стала чуть ли не первым виниловым диском, увидевшим свет в независимой Украине?
Отношение ко всему этому Сергей Пелюк имеет самое прямое – он был создателем и художественным руководителем ансамбля «Повітове місто».
В год 30-летия нашей Независимости «МИГу» показалось интересным рассказать читателям об истории создания пластинки «Українські пісні», которая стала первенцем фирмы грамзаписи «Аудіо Україна». Сергей Александрович любезно поделился с нами подробностями.
Занятие наукой должно быть потребностью
В 1986 году по окончании Уральской государственной консерватории [Свердловск, ныне Екатеринбург] по специальности «народные инструменты» Сергей Пелюк приехал на работу в Мелитопольское училище культуры. С первых дней, кроме преподавания, он взялся за организацию музыкальных коллективов.
Вначале это был квартет баянистов – Сергей Александрович специализировался и до сих пор является блестящим исполнителем на этом инструменте [второе его название – кнопочный аккордеон]. А вскоре привлек лучших музыкантов-народников, которые были в городе, и на базе Дворца культуры «Октябрь» создал ансамбль популярной музыки «Повітове місто». В его состав вошли Владимир Лукашевич [флейта], Любовь Пелюк [домра-прима], Татьяна Маценко [домра], Борис Гельдиев [домра-альт], Сергей Овсянников [балалайка], Алексей Копейкин [контрабас] и Алексей Пономаренко [ударные]. Ансамбль молниеносно завоевал популярность и признание.
После трех лет работы в училище культуры Сергея Пелюка пригласили преподавать в Мелитопольский педагогический институт. Туда только-только «сослали» музыкально-педагогический факультет, который по каким-то причинам не «вписался» в создаваемый на базе Запорожского пединститута университет.
Хотя это управленческое решение до сих пор вызывает споры [будущие преподаватели музыки должны иметь возможность посещать филармонию и театры], но для мелитопольских музыкантов и Сергея Пелюка в их числе оно открыло новые горизонты.
Впрочем, это как посмотреть. “Что требовали прежде всего от преподавателя вуза? Заниматься научной работой. Я же считал и считаю, что это должно быть внутренним желанием, если хотите, потребностью сказать по-настоящему новое слово. В противном случае диссертация будет никому не нужна, время потрачено впустую, и вообще больше напоминает профанацию науки”, – рассуждает Сергей Пелюк.
Заниматься высасыванием из пальца псевдонаучных изысканий ему не хотелось. И тут какой-то мудрый человек подсказал, что если ему удастся записать диск, то это будет равноценно целым трем диссертациям.
Инструменталка не заинтересует. А вот с солистом…
Музыкант отправился в киевский филиал студии «Мелодия», где продемонстрировал записи, которые были отмечены на вышеупомянутом республиканском конкурсе «Нові імена». Звукорежиссер Юрий Винник и редактор Николай Кузык послушали и сказали: “Если записывать диск инструментальной музыки, он тоже никому не будет нужен. Лучше мы дадим тебе хорошего солиста, ты распишешь аранжировки, и сделаете диск, который будет продаваться”.
Таким солистом стал известный бас, заслуженный артист Украины Василий Манолов, имевший в репертуаре несколько десятков оперных партий, которые он исполнял на сценах харьковского и киевского театров оперы и балета, а в 1986 году выступал на сцене театра «Ла Скала» вместе со знаменитой Марией Стефьюк. [В Италию певец и уехал в начале 90-х]. На встречу он пришел с нотами, специалисты студии сделали хронометраж [на пластинке общая длительность исполнения не должна превышать 45 минут], и в Мелитополь Сергей Пелюк вернулся с 14-тью отобранными для разучивания ансамблем украинскими песнями.
К знаменитому басу – с баяном и магнитофоном
“Приехал и думаю: а как же я буду писать аранжировки? Ведь одно и то же произведение разными певцами исполняется по-разному! Пришлось звонить Василию и договариваться о дополнительной встрече, на которую я прибыл с баяном и магнитофоном. Тогда я побывал в его квартире на Крещатике, познакомился с семьей. К слову, Василий Манолов был женат на внучке нашего знаменитого земляка Ивана Паторжинского Наталье… Я записал пение артиста под свой аккомпанемент, и уже на этой основе потом делал аранжировки для ансамбля. Для записи песни «Взяв би я бандуру» был приглашен народный артист Украины бандурист Анатолий Чухрай”.
Времени было очень мало, но подготовительная работа была закончена всего за два месяца.
“Приехав в Киев [благо, профсоюз оплатил командировку всем участникам ансамбля], мы обнаружили Василия Манолова в сомнениях, – рассказывает Сергей Пелюк. – Артист предложил записать две-три песни, посмотреть, что получится, а уж как-нибудь потом…
Но у нас был договор со студией, и мы не могли отступать. Поэтому стали ему играть аккомпанемент прямо в холле гостиницы. И Василий так завелся, что запел с нами, и все его сомнения отпали… Диск мы записали за три с половиной дня”.
Виниловый раритет
Пока дело дошло до собственно производства тиража, Украина обрела независимость, и вместо фирмы «Мелодия» появилась фирма грамзаписи «Аудіо Україна».
Под этим лейблом и был выпущен 13-тысячный тираж «Українських пісень» в исполнении Василия Манолова в сопровождении ансамбля популярной музыки «Повітове місто» из Мелитополя. “Мы только значительно позже осознали, с какой глыбой нам посчастливилось работать”, – признается Сергей Пелюк.
13 тысяч – очень большой тираж. Но разлетелся он молниеносно. Руководителю «Повітового міста» едва удалось получить предназначенные для участников ансамбля десять экземпляров пластинки. Свой он бережно хранит.
К слову, в Интернете этот виниловый диск до сих пор продается – но уже частными коллекционерами со всего мира на аукционных и других площадках.
Когда пластинке «Українські пісні» исполнилось 25 лет, Сергей Пелюк хотел организовать гастрольный тур, и Василий Манолов дал свое согласие. Но эта идея не настолько заинтересовала власти, чтобы поддержать ее финансово. Увы…
«Va-Bank» от аккордеониста – с душою для людей
Спросите, чем закончилась история с пластинкой вместо диссертации? Весьма успешно. В Мелитопольском пединституте Сергей Пелюк стал старшим преподавателем, доцентом, а вскоре был отмечен званием «заслуженный работник культуры Украины». Потом Сергей Александрович несколько лет работал директором мелитопольской музыкальной школы, в управлении культуры Запорожской облгосадминстрации, а с 2003 года возглавляет наше музыкальное училище [колледж]. В котором организовал широко известный квинтет «Мистерия» и стал инициатором проведения в стенах музучилища нескольких всеукраинских и международных конкурсов, в том числе «Баянне коло на Запоріжжі».
Сергей Пелюк остается верным служителем аккордеонного искусства, которое всячески пропагандирует собственным блестящим исполнением, в том числе на своем YouTube-канале и страничке в соцсети Facebook.
Напоследок Сергей Пелюк презентовал журналистке «МИГа» новинку – компакт-диск «Вабанк».
“Как-то я был членом жюри на одном из конкурсов. Конкурсант пытался играть что-то ну о-о-очень авангардное. Профессор Национальной музыкальной академии имени Чайковского Сергей Гринченко заметил: “Интересно, а для людей он когда-нибудь сыграет?..”.
Наверное, тогда у меня и появилась мысль сделать диск отдыхающей, релаксирующей музыки, известных мелодий, которые можно слушать и дома, и в машине, и на природе. На семейном совете мы решили выпустить его за собственные средства”.
Диск «Va-Bank» уже получил высокую оценку профессионалов, в том числе украинских композиторов – авторов нескольких вошедших в подборку произведений.
Прослушав дома подаренный компакт, журналистка «МИГа» убедилась, что эта музыка снимает напряжение и дарит хорошее настроение. Как хотелось бы, чтобы она звучала и по радио – вместо безвкусного и до сих пор не убиенного в маршрутках «шансона».
А еще подумалось: такой диск и гостям города подарить не стыдно. Но будет ли кому-нибудь из властей это интересно?..
Анна ЧУПРИНА, фото из архива Сергея ПЕЛЮКА