12 апреля 2014 года пророссийские боевики, которыми руководили офицеры спецслужб РФ захватили государственные учереждения в Донецке, Горловке, Дружковке, Краматорске, Константиновке и Славянске.
В Славянск и Краматорск были направлены спецподразделения Службы безопасности и Вооруженных Сил Украины.
Утром, 13 апреля 2014 года, в пригороде Славянская группа спецназа СБУ «Альфа» совместно с руководством Донецкой областной милиции проводили разведку. Они остановились в селе Семеновка, чтобы пообщаться с местными жителями. В это время на спецназовцев было совершено вооруженное нападение.
В этом бою погиб капитан СБУ «Альфа» Геннадий Биличенко.
Как выяснилось потом, террористы подъехали на легковом автомобиле и открыли огонь из автоматов по машинам СБУ. В то же время с лесопосадки по украинским спецназовцам открыла огонь другая группа российских диверсантов.
Капитан Биличенко, первым вступил в бой. Его ранили, но он продолжал отстреливаться, прикрывая своих товарищей. Вскоре капитан погиб от многочисленных ранений.
В том же бою был ранен командир «Альфы» полковник Геннадий Кузнецов, полковник СБУ Александр Кукса, подполковник «Альфы» Андрей Дубовик.
На помощь спецназовцам пришли десантники 3-й роты 80-й аэромобильной бригады, которые стояли неподалеку.
Военные получили приказ не открывать огонь, но командир роты Вадим Сухаревской вступил в бой, сам сев на место стрелка в БТР. В конце концов, пулеметным огнем удалось подавить огонь противника, после чего российские диверсанты быстро отступили.
Вечером, 13 апреля, СНБО провела экстренное заседание и приняла решение о начале Антитеррористической операции, а от боевиков требовалось сложить оружие до 9 часов утра 14 апреля.
Конечно же, этого не произошло и 14 апреля тогдашний Секретарь СНБО и исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов, подписав указ о введении в действие решение СНБО «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины», объявил о начале Антитеррористической операции с привлечением Вооруженных Сил Украины.
События дня:
13 апреля 1943 года появились первые немецкие сообщения о трагедии в Катыни, где весной 1940 года было расстреляно около 15 тыс. польских военнослужащих и 7 тыс. гражданских лиц (по данным польской стороны).
5 марта 1940 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло секретное решение о расстреле 14 700 польских офицеров и гражданских лиц (чиновников, помещиков, жандармов), которые находились в советских лагерях для военнопленных, а также 11 тыс. арестованных поляков, содержавшихся в тюрьмах западных областей Украины и Беларуси.
Основанием для решения Политбюро стала записка наркома внутренних дел СССР Берии в ЦК ВКП (б) Сталину, в которой говорилось, что все военнопленные являются «ярыми и неисправимыми врагами советской власти».
Термин «Катынское преступление» – обобщенный, он означает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в тюрьмах и лагерях НКВД СССР. Подавляющее большинство поляков – более 14 тыс., были захваченные в плен Красной Армией в сентябре 1939 года офицеры и полицейские. Их расстреляли и захоронили в Катынском лесу недалеко от Смоленска. Остальную часть военнопленных расстреливали в других местах, в частности в Харькове 3820 заключенных Старобельского лагеря.
Катынь – только одно (и самое больше) из целой сети мест расстрелов польских граждан, устроенных Сталиным и его приспешниками в 1940 году. Нацисты, когда оккупировали территорию Смоленщины, первыми сообщили о массовых захоронения польских офицеров в Катыни – им было выгодно, чтобы мир знал о преступлениях Сталина. Это был замечательный информационный повод отвлечь внимание международного сообщества от собственных преступлений. Гитлеровцы заставили местных крестьян откапывать массовые захоронения расстрелянных, педантично все фиксировали, а также устраивали для журналистов экскурсии.
В течение длительного времени высшее руководство Советского Союза отказывалось признавать свою непосредственную причастность к катынской бойне, обвиняя в ней немецкие оккупационные войска (даже хотели «повесить» Катынь на гитлеровцев во время Нюрнбергского процесса, но благодаря твердой позиции союзников им это не удалось). Лишь в 1990 году тогдашний глава СССР Михаил Горбачев, сказал первое публичное «да».
Еще через два года российское правительство передало президенту Польши Леху Валенсе ранее засекреченные документы, свидетельствующие, что советский лидер Сталин лично приказал расстрелять польских офицеров. Однако, россияне только признали факт расстрела, а вот извинения и покаяния от российского руководства еще не прозвучало. В этот день в Польше отмечают День памяти жертв Катыни.
Юбилеи дня:
Сегодня празднует свой 90 день рождения легенда украинского театра Юрий Мажуга (1931).
Этого актера хорошо знают, как киноманы, так и поклонники театра. Одни за его киноролями в фильмах «Миргород и его обитатели», «Хомут для Маркиза», «Трест, который лопнул», «Колодец для жаждущих», «Штормовое предупреждение», «Канкан в английском парке», «Казаки идут». Другие – участием в спектаклях «Кошка на раскаленной крыше» Уильямса, «Старомодная комедия» Арбузова, «Ревизор» Гоголя.
Сам Юрий Николаевич считает себя исключительно театральным актером. Это и не удивительно – на сцене Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки он играет уже более 55 лет.
Кроме того, он является профессором Киевского национального института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого и за время преподавательской деятельности успел выпустить не одно поколение молодых украинских актеров.
Мажуга – лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко (1983), премии «Киевская пектораль» (2009). В целом сыграл более 100 ролей, как в театре, так и в кино.
***
125 лет со дня рождения Льва Геца (1896-1971), украинского графика, живописца, общественного деятеля.
Родился Лев Ґец во Львове в многодетной украинско-польской семье. Учился во Львовском художественно-промышленном училище, впоследствии окончил Краковскую академию изящных искусств (с 1950 – ее профессор).
Правда, до окончания академии успел повоевать – сначала на фронтах Первой мировой войны в рядах Украинских Сечевых Стрельцов, а затем участвовал в польско-украинской войне 1918-1919 годов. Был тяжело ранен в ноги. Именно во время «мировой военной метели» молодым художником было создано альбом «Антологию стрелкового творчества» – серию чрезвычайно правдивых и эмоциональных рисунков. По окончании академии работал учителем рисования в гимназии города Сянок, где одним из его учеников был Богдан-Игорь Антоныч (будущий известный поэт).
В Сяноке, который стал ему родным домом на 12 лет, Лев Ґец вел активную общественную деятельность, много сделал для сохранения и популяризации культурного наследия лемков. Организовал общество «Лемковщина» и одноименный музей. После окончания Второй мировой войны художник жил в Кракове.
Многие из соотечественников называли его «украинским послом в Кракове». Автор более 3500 рисунков, акварелей, картин, из них 150 картин и 15 деревянных гравюр посвященных Лемковщине («Нужда», 1928; «Водонос», 1930; графические портреты). Под впечатлением пребывания в Киеве (1969) создал эскизы «Золотые ворота», «Дом Т. Шевченко».
На протяжении многих лет имя этого замечательного художника, настоящего виртуоза рисунка, в Украине даже не упоминалось. Альбомы рисунков Льва Ґеца хранятся в Кракове и Риме.
Годовщина смерти:
65 лет со дня смерти Эмиля Нольде (1867-1956), немецкого живописца и графика, представителя экспрессионизма, один из самых известных акварелистов ХХ в.
Был гражданином Дании. Самому Нольде не нравилось, когда его называли экспрессионистом. Впрочем, если искать одного, характерного экспрессиониста, вполне возможно, что им окажется именно Нольде – художник впечатляющей интенсивности переживаний и редкой открытости в проявлении своих чувств, художник трагического темперамента и высокого религиозного напряжения.
На собственный путь в искусстве Эмиль Нольде вошел в довольно зрелом возрасте. В юности он носил фамилию Ханзен, но впоследствии изменил ее на название того небольшого села, где родился. В его жизнь навсегда вошол север с его суровыми и величественными пейзажами. Впоследствии он не раз будет путешествовать по северу Европы, живя то в Дании, то в Швеции, то в Ютландии. Среда, в которой прошло его детство, тоже была простой, грубой и суровой – с тяжелой ежедневной работой, с Библией в головах, с молчанием, что и определило в конечном итоге его характер.
Побег в природу сделал его настоящим художником. Больше, чем частные художественные школы, дали ему также картины Милле, Гойи, Домье, Рембрандта и Тициана – художников, в которых он искал «внутреннего огня». Не прошли мимо его внимания Ван Гог, Гоген и слишком близкий ему по духу Мунк. Образы Нольде, трагические временами безысходные, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и, прежде всего, Грюневальда.
Нольде много работал в гравюре. Сначала это была сухая игла, впоследствии ксилография с ее резкими сопоставлением черного и белого, грубыми, как вырубленными топором скульптурными формами. Религиозная тематика в творчестве Нольде, художника напряженной духовной жизни, всегда занимала особое место. Можно вспомнить такие картины, как «Тайная вечеря», «Распятие Христа», «Троица». Христос у Нольде – это Христос «крестьянский», который спустился на самое дно мира, чтобы поднять, возвысить его. В 1937 году нацисты провозгласили искусство Нольде «дегенеративным», конфисковали 1106 работ (большинство из которых сожгли) и запретили ему заниматься творчеством.
Художник работал тайно. Это были преимущественно пейзажи, натюрморты с цветами, часто акварели (художник называл их «ненаписанными картинами» и закапывал в землю) – и в этой технике он достиг виртуозного совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны – это как будто цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не обремененный драматической экспрессией.
Легкие, импровизированные акварели Нольде, выполненные на влажной японской бумаге, – самая светлая часть его творческого наследия.
День памяти Надежды Суровцовой (1896-1985), украинского общественного деятеля, филолога-переводчика, историка. 29 лет была узником сталинских лагерей.
После возвращения из ссылки, ее дом в Умани в 60-70-х годах стал одним из духовных центров. Долгое время имя Надежды Суровцовой было под запретом. Только с 1985 его начали понемногу вспоминать, а в 1990 году состоялся вечер памяти, который провела Михайлина Коцюбинская.
У Суровцовой была довольно непростая судьба. Училась на историко-филологическом и юридическом факультетах Петербургского университета. В 1917-1918 гг. активно участвовала в общественной и политической жизни Украины. Работала в правительстве Центральной Рады, во время гетманщины – в секретариате Министерства иностранных дел. В конце 1918 года была назначена секретарем информационного бюро дипломатической миссии Украинской Народной Республики, в составе которой работала в Вене до 1920. В Вене закончила философский факультет университета, защитила диссертацию и получила степень доктора философии.
В эмиграции активно участвовала в работе «Международной женской Лиги мира и свободы», конгрессах в Вене, Дрездене, Гааге, Амстердаме, Париже, Вашингтоне. Некоторое время возглавляла и была секретарем провизорного комитета «Голодающим Украины».
В 1924 году Суровцова посетила США и Канаду. Выступала с речами на многочисленных митингах. Вернувшись из Америки она вступает в Австрийскую коммунистическую партию. На этот период приходится расцвет ее литературно-публицистического и переводческого таланта. Она печатается во многих газетах и журналах, переводит на украинский и немецкий языки произведения Владимира Короленко, Василия Стефаника, сборник украинских народных сказок.
В 1925 Суровцова возвращается в Украину и сразу же погружается в бурную деятельность: работает редактором пресбюро наркомата иностранных дел, редактором РАТАУ (ныне Укринформ), цензором зарубежной прессы в Главлит. В киноуправлении с ней работали Николай Бажан, Юрий Яновский, киноплакатистом юный Александр Довженко. Со временем Суровцову переводят на работу в Комиссариат иностранных дел, назначают референтом наркома Шлихтера.
В 1926 году ею заинтересовалось Харьковское ГПУ. Ей предложили стать секретным сотрудником, но она отказалась. Результатом этого отказа стал первый арест и перевод на Лубянку. Там тоже уговаривали «взяться за ум», и требовали не бог весть что – только следить за Юрием Коцюбинским, Михаилом Левицким и другими, но в ответ снова услышали решительно – нет. С тех пор и началась 29-летняя лагерная эпопея этой храброй женщины.
Только в 1957 году ей удалось вернуться на родину. Впрочем, спокойной жизни не было: постоянные обыски, слежка, доносы, шантаж продолжались почти до самой смерти Надежды Суровцовой. С 2005 года в Умани, в доме, где на протяжении 28 лет жила Надежда Суровцева, действует мемориальный музей-квартира ее имени.
ukrinform.ru/rubric-society/3225883-13-aprela-pamatnye-daty.html