Святой Николай – один из самых почитаемых святых христианской церкви – чудотворец, заместитель бедных, защитник детей, а также покровитель путешественников.
Николай был епископом в г. Мире (Ликия; Турция) в ІV веке. По житию, он родился в христианской семье, с раннего детства отличался особой набожностью и стал священником в 19 лет. Еще при жизни был известен тем, что примирял врагов, защищал невинно осужденных, всячески помогал обездоленным. От поколения к поколению передавали, что за свои добрые дела святой после смерти получил от Бога дар постоянно невидимо находиться среди людей, творить справедливость и помогать в беде.
Издавна этого святого почитают как чудотворца. Его мощи с 1047 года и по сей день покоятся в итальянском городе Бари, куда попали после турецкого завоевания Ликии.
На украинские земли почитание святителя Николая пришло вместе с христианством и получило широкое распространение. Например, только в Киеве были известны как чудотворные несколько икон святого.
Самые известные и самые древние из них – образ Николая Мокрого в Софии Киевской, образы Николая Доброго, Николая Притиска и Николая Набережного в приходских Никольских церквях Подола.
Известно, что святого особенно почитали запорожские казаки. Кроме того, своим первым помощником святителя Николая считают мореплаватели и вообще путешественники.
Праздник святого Николая в Украине есть особенно желанным детским праздником. Дети знали, что в ночь с 18 на 19 декабря святой Николай спускается с неба и оставляет всем послушным деткам под подушкой подарки. А ослушников – розги. Впрочем, этого почти никогда не случается.
На Зимнего Николая было принято работать на пользу других, особенно бедных и сирот, но ничего не делать для себя.
Даты дня:
103 года со дня рождения Эдит Пиаф (настоящее имя Эдит Джованна Гассион; 1915-1963), французской эстрадной певицы. Во Франции было и есть немало голосов – проницательных, волнующих, сильных, трогательных, прекрасных, но таких как у Пиаф – один. Именно голос Пиаф является воплощением французской песни, французского духа. Ее голос одинаково вдохновенно и торжественно звучал как во время исполнения гимна родины, так и во время исполнения песен любви. «У Пиаф что ни песня, то гимн – торжественно и высоко», – отметил один из музыкальных критиков.
Эдит была ребенком парижского дна. Мать – неудачник-певица, отец – странствующий акробат. Впоследствии он пойдет добровольцем на фронт Первой мировой, а мать, бросив мужа, покинет девочку на своих родителей. Бабушка, чтобы ребенок не плакал, вместо молока подливала в бутылочку вино. Затем появился отец и перевез дочь к своей матери в Нормандию. А та работала поваром в борделе (по другой версии сама была владелицей заведения). Маленькой Эдит было там хорошо. Девушки-проститутки ее любили, всячески угождали, наряжали, ласкали. Но оказалось, что Эдит почти слепая. Решительная бабушка закрыла на несколько дней заведение и в сопровождении девушек повезла Эдит в Лизье в монастырь святой Терезы, где паломники со всей Франции просили исцеления.
И произошло чудо – девочка прозрела. Юность Эдит Пиаф тоже не была легкой – она пела на парижских улицах и площадях, в 17 лет родила девочку, которая вскоре умерла, и сама Эдит тоже чуть не умерла тогда от гриппа. В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис» на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил ее работать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашел для Эдит имя – Пиаф (на парижском сленге это значит «воробышек»). Успех первых же выступлений был огромным.
17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила на большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба. С тех пор началось стремительное восхождение звезды Эдит Пиаф, но настоящий триумф ждал ее в послевоенное время. Ее голос звучал в знаменитом концертном зале «Олимпия», с высоты Эйфелевой башни, в нью-йоркском Карнеги-Холл. Пиаф несколько раз попадала в автокатастрофы, переживала глубокие депрессии в связи с несчастной любовью; от боли, как физической так и душевной, спасалась морфием.
Она умерла 47-летней от рака печени. Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На нем собралось более 40 тыс. человек, а цветов было столько, что люди были вынуждены идти по ним как по ковру.
98 лет со дня рождения Николая Даниловича Руденко (1920-2004), украинского писателя, философа, правозащитника, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, Героя Украины (2000).
Николай Руденко был одним из тех, чьим именем обозначено украинское национальное возрождение 60-90-х годов ХХ века. Вместе с Олесем Бердником и Оксаной Мешко он в 1976 году организовал и возглавил Украинскую группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Благодаря деятельности группы, в состав которой входили также Левко Лукьяненко, Михаил Горынь, Олекса Тихий и другие, за рубежом стали появляться материалы о политических репрессиях в Украине, о закрытых судах над патриотами.
Эта группа впоследствии стала Украинским Хельсинским союзом и просуществовала три года. Почти 40 украинских патриотов-интеллигентов из нее ушли в тюрьмы и лагеря. Сам Руденко был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки.
Годовщина смерти:
В этот день скончался Марчелло Мастроянни (1923-1996), итальянский актер кино и театра. Снялся в фильмах «Белые ночи», «Сладкая жизнь», «Ночь», «Восемь с половиной», «Подсолнухи», «Город женщин», «Джинджер и Фред». Чаще всего Мастроянни снимался у Федерико Феллини (был его любимцем) и Витторио де Сика.
Марчелло Мастроянни родился в небольшом горном селе в Апеннинах. Отец был плотником, а мать домохозяйкой. Детство и юность Марчелло прошли в Турине и Риме. Сыграв в «Белых ночах» (1957) у Висконти и в криминальной комедии «Злоумышленники неизвестны» (1958), Мастрояни был замечен Феллини, который пригласил актера на главную роль в своем грандиозном проекте «Сладкая жизнь» (1960). Именно благодаря этому фильму Мастроянни прославился и стал чрезвычайно востребованным актером в Европе.
Также за ним закрепилось амплуа плейбоя, интеллектуала и космополита. Уже в следующем 1961 году кинокритики с восторгом отзывались о работе Мастроянни в фильме Микеланджело Антониони «Ночь». Следующие кинокартины с его участием – «Развод по-итальянски» со Стефанией Сандрелли (режиссер Пьетро Джерми) и «Частная жизнь» с Брижит Бардо (режиссер Луи Маль) – были ориентированы на более широкую зрительскую аудиторию.
Выиграв две подряд награды Британской академии кино, Мастроянни исполнил главную роль в новом шедевре Феллини – «Восемь с половиной» (1963), после чего продюсер Карло Понти привлек Мастроянни к совместным проектам со своей женой Софи Лорен. Это был очень плодотворный творческий союз, один из самых знаменитых дуэтов мирового кинематографа. Они снялись в «Браке по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра», «Подсолнухи» (кстати, часть фильма снималась на Полтавщине). Во второй половине 1970-х – 1980-х годов Мастроянни очень много снимался и, хотя эти фильмы существенно уступали предыдущим киношедеврам, зрители, так же как и критики, обожали Мастроянни.
Одна из его последних работ – фильм Роберта Олтмена «Прет-а-порте» (1994), где он снова играет влюбленного в Софи Лорен. На самом деле с Лорен его связывали исключительно творческие и дружеские отношения. С 1946 года и до конца жизни Мастроянни был в браке с Флорой Карабелли. Но имел множество романов, самыми громкими из которых были с Катрин Денев и Фен Дануэй.
Результатом первого стало рождение в 1972 году дочери Кьяры (ныне известная актриса), а относительно второго, то с Фей Дануэй актер встречался почти три года, но оставить жену и детей ради новой любви все же не решился. Мастроянни умер 19 декабря 1996 года от рака поджелудочной железы.
Перед похоронами фонтан Треви в Риме, который устойчиво ассоциировался с его ролью в «Сладкой жизни», был символически отключен и задрапирован в черное в знак уважения к умершему актеру
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2603405-19-dekabra-pamatnye-daty.html