Ситуация
Социальная бесПОМОЩность
“Мы бы помогли, да документы еще не готовы…”
84-летний пенсионер из Малой Белозерки четыре года не может получить инвалидную коляску
Алексей Передерий в прошлом инженер-геолог, занимался геологоразведкой и многое сделал для стабильной работы Запорожского железорудного комбината, Северо-Рогачинской оросительной системы и других предприятий. Впрочем, бывший геолог, которому уже исполнилось 84 года, давно «осел» в селе Малая Белозерка и вместе с женой ведет, по его словам, жизнь «скромного пенсионера». Однако неуемная жажда деятельности с годами не угасла, просто перешла в иное русло. В селе Алексея Алексеевича знают как человека инициативного, любознательного, общительного и очень трудолюбивого. В частности, вблизи своего дома участок дороги, который был весь в колдобинах и тонул в грязи, он сам привел в порядок, подавая пример другим, – засыпал и выровнял все ямки измельченным старым шифером. У себя на подворье содержал не только мелкую живность, но также корову и лошадь. На своей любимой лошадке, запряженной в телегу, был частым гостем на различных ярмарках и районных мероприятиях…
Все изменилось в один момент, в 2015 году.
– Я ехал на своем велосипеде, на мгновенье отвлекся и упал, – рассказывает Алексей Передерий. – Попытался встать и почувствовал острую боль в бедре. Это произошло возле балки. Людей поблизости не было, да еще и мобильный телефон с собой не взял. Так что пришлось, превозмогая боль, опереться на велосипед и так идти домой. Уже дома вызвали «скорую помощь», и впоследствии оказалось, что у меня перелом шейки бедра…
В больнице к пенсионеру отнеслись равнодушно – мало ли таких, без особых денег и связей. Эндопротез не поставили – дорого. Но хуже всего было то, что кости срастались медленно и неправильно. В итоге такого лечения одна нога стала короче другой на целых семь сантиметров.
Более двух лет Алексей Алексеевич заново учился ходить. Вначале передвигался только по дому. Какое-то время – на инвалидной коляске. Потом были ходунки, позже – костыли-палки. Причем от органов соцзащиты помощи не было никакой. Так что все названные приспособления пенсионер покупал за свои деньги. В том числе еще одну инвалидную коляску с ручным приводом, чтобы передвигаться уже за пределами своего дома. Попробовал ездить на ней по двору, но, к сожалению, ничего не получилось. Надеялся также сделать повторную операцию и все-таки установить энедопротез, чтобы улучшить свое физическое состояние. Поехал в Запорожье, в больницу, а в качестве бартера привез свою новенькую коляску. Однако в операции отказали. Коляску обратно пенсионер везти не стал – оставил для нуждающихся, бесплатно…
Сегодня Алексей Алексеевич с огромным трудом по-прежнему передвигается лишь с помощью двух палок. Но без дела не сидит – приспособил во дворе сидячее место, чтобы можно было выполнять мелкие работы. Именно там мы его и застали во время своего визита.
Первое, что бросилось в глаза, – это аккуратно сложенные дрова и мелкий битый шифер в разных емкостях.
– Вот, передаю молодежи свой опыт того, как подручными средствами избавиться от ям на дорогах, – полушутя отметил Алексей Передерий. – Сижу на пенечке и сам измельчаю старый шифер…
А после паузы с сожалением добавил:
– После травмы всю домашнюю живность пришлось-таки продать, причем за бесценок. Особенно жаль мою верную лошадку. Но в таком состоянии я ничего не могу. К тому же полгода назад моя жена тоже получила серьезную травму и теперь не встает с постели. Дочка, конечно, помогает, но она живет и работает в Днепрорудном и каждый день не может к нам ездить. Вот такие невеселые дела…
Рядом с «рабочим местом» – сарай, а в нем мы увидели новенький трехколесный велосипед для взрослых известной марки Crossride.
– Этот транспорт тоже сам купил. Он намного устойчивее двухколесного велосипеда. Думал, что смогу на нем ездить, даже тапочек прикрутил к одной из педалей, чтобы нога не проскальзывала. Но все зря – никак не выходит крутить педали, — поясняет Алексей Алексеевич. – Тут ведь еще проблема с ортопедической обувью. Без нее я вообще не могу ходить. А как у нас? Мерки снимают в Запорожье – саму обувь шьют в Днепре. Без примерки, разумеется. Мои ботинки получились ужасно тесными – больная нога часто отекает, а зимой и носок теплый надо надеть. Вот так и хожу, как в тисках. Хотел заказать обувь на Васильевской фабрике, но узнал, что ее уже ликвидировали. Что же касается транспорта, то еще в 2017 году я обратился в органы социальной защиты с просьбой обеспечить меня инвалидной коляской с электроприводом, чтобы можно было самостоятельно ездить хотя бы в аптеку или магазин. Рядом с моим домом ведь ни одного магазина нет, а до ближайшей торговой точки на своих костылях я бы и за день не добрался.
– И что, вам так и не выдали коляску?
– Нет. Говорят, “документы еще не готовы”. Не знаю, что там за документы такие, которые за четыре года не могут подготовить. Я в вашей газете в октябре прошлого года прочитал статью о двух пожилых супругах-инвалидах, где глава семьи – бывший металлург с комбината «Днепроспецсталь» [статья «Ваша проблема – не наша компетенция», «МИГ» за 22.10. 2020, – авт.]. Так вот, им еще пять лет назад соцслужба выделила бесплатно не одну, а сразу две новенькие коляски с электроприводом от аккумулятора для передвижения по улице. С широкими устойчивыми колесами – просто загляденье! Но они ими не пользуются, так как ставить негде. А у меня смотрите, сколько тут места! Но коляску не дают…
Алексей Передерий все же надеется дожить до того счастливого момента [84 года – возраст солидный], когда органы соцпомощи все-таки обеспечат его необходимым транспортом, и он сможет самостоятельно ездить за продуктами и лекарствами. Согласен пенсионер и «подсобить» государству – отдать по бартеру за коляску свой замечательный велосипед фирмы Crossride – вдруг кому-то пригодится? Главное, чтобы вопрос решился побыстрее.
«МИГ» со своей стороны тоже берет эту ситуацию под контроль и сообщит читателям, как в дальнейшем будут развиваться события.
Светлана ШКАРУПА
Фото Сергея ТОМКО
Больше в свежем номере газеты МИГ